Выпускница факультета журналистики Новосибирского государственного университета 2007 года Александра Сороковикова рассказала студентам ФЖ о последних трендах в цифровых медиа и о digital-трансформации в традиционных медиа.
После университета Александра работала в Москве в издательском доме Sanoma Independent Media, где была шеф-редактором, а потом руководителем отдела цифровых и интернет-проектов Cosmopolitan. Два года входит в рейтинг PwC лучших молодых медиаменеджеров России. Получила степень MBA в одной из самых престижных бизнес-школ мира INSEAD.
Александра описала, как выглядит картина того, что происходит в цифровых медиа. По ее словам, существует три основных современных тренда:
1. Мобильный интернет. 3,2 миллиарда людей (это 42% населения Земли) регулярно используют Интернет. Для сравнения, в 1995 году таких людей был 1%. По оценкам аналитиков, в 2016- 2017 гг. это число перевалит за половину – это невероятные темпа роста, ни одно медиа не росло так быстро. Безусловно, это меняет и нашу жизнь в целом, и жизнь работников медиаиндустрии.
Важно, что люди начинают выходить в интернет с мобильных телефонов. Есть много регионов на Земле (в основном они находятся в Восточной Азии и Африке), где единственной точкой доступа в интернет у людей становится их смартфон.
Смартфоны и связь становятся дешевле, и в будущем это будет сильно менять индустрию.
2. Платформа ничего не производит, но предоставляет возможность продавцу встретиться с покупателем. Раньше для того, чтобы быть успешным, надо было: создать контент à продать рекламу à напечатать журнал à устроить дистрибуцию по всем городам России. Вся эта цепочка контролировалась издателем.
Сейчас огромные многомиллиардные компании ничем не владеют: они просто создают интерфейс взаимодействия между провайдером услуги и потребителем. Интерфейс становится важнее продукта.
Facebook и Twitter перестали позиционировать себя как социальные сети, они медиакомпании – самые большие владельцы контента в мире. С одной стороны, они подталкивают нас делиться своим собственным контентом, а с другой – они заставляют это делать СМИ, потому что для СМИ социальные сети становятся мощным источником трафика. Если ты неправильно взаимодействуешь с соцсетями, ты теряешь огромную часть аудитории. То же самое с поисковыми системами: они ничего не производят, но дают нам тот контент, который мы хотим увидеть.
Интернет меняет бизнес-модели: те компании, которые владеют огромным массивом данных, будут использовать эту накопленную информацию и подавать нам контент, принимая во внимание, кто мы такие. В то время, как традиционные медиа выдавали одинаковую информацию на разные аудитории.
3. Игровая индустрия. С точки зрения зрительского внимания, времени и взаимодействия с аудиторией этим цифрам может позавидовать любое медиа в интернете. Оборот этого бизнеса около 90 миллиардов долларов – это в два раза больше индустрии кино.
Сейчас даже есть понятие «киберспорт», когда команды соревнуются, проходя компьютерные игры, и на них смотрят целые стадионы, а также идет трансляция в интернет. Человек сидит и играет, например, в Counter-Strike, и транслирует это в интернет. Он так виртуозно проходит уровни, что у него формируется огромная аудитория, которой страшно интересно, как он это делает. Игры – это доступ к огромной аудитории – к молодым мужчинам, которых очень сложно поймать в интернете.
В последнее время интернет позволил на одной площадке интегрировать всевозможные медиа, дал возможность контенту быть разным в одном и том же месте. Кроме того, аудитория в интернете приобрела голос, и пользователи понимают, что они могут быть услышаны. Сейчас в режиме онлайн видно все, что происходит с контентом. Если знать, чего хочет аудитория – можно полностью срежиссировать свой проект.