В последний день работы научно-практической конференции «Россия — пространство диалога народов» с заключительным словом выступил эксперт конференции Андрей Николаевич ХУДОЛЕЕВ, ответственный секретарь Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.
Я вижу разницу между людьми, которые были в начале работы конференции и сейчас, в последний день. Сегодня я вижу людей, которые доказали, что им что-то надо, и прошли путь до конца. Некоторые «промучились», в хорошем смысле этого слова. Я здесь услышал слова «переосмысление жизни». Если даже ни один наш проект не будет реализован, у нас есть результат: какие-то люди встретились сами с собой. Сегодня для молодого человека это, быть может, важнее, чем вся его профессиональная, личная и прочая жизнь.
Я скажу почему, у меня не праздный интерес. Я слежу за социальной жизнью с другой стороны. У нас с 2002 года растет подростковый и молодежный суицид. Жизнь меняется, и у многих теряется смысл жизни. Чтобы у человека появился смысл в жизни, он должен совершить некое действие. И если я делаю проект, делаю следующий шаг (вот здесь, в коридоре НГУ, обсудили что-то, далее по Skype), значит я здесь, я не потерялся, не потерял эти четыре дня, не потерял эту конференцию. Для сегодняшних скоростей это огромное время, за которое можно сделать очень много.
Спасибо команде организаторов, которые прожали, зачастую жестким, отнюдь не комфортным способом, и добились от участников практического поворота. Вот пример: участница, которая проанализировала термины «этнос» и прочие, терминологию по проблематике в современном русском и иностранных языках. Казалось бы теория, чисто академическое исследование. Однако я сталкиваюсь с тем, что некоторые термины в российском законодательстве применяются иначе только потому, что это впоследствии будет переводиться на иностранные языки. Это очень важно, потому что сейчас готовится важнейший для нашей страны нормативный документ — как его прозвали журналисты — «закон о российской нации». Важно увидеть огромную практическую, совершенно жизненную важность такого исследования. Иногда в обществе нужно бросить первый камень, за ним пойдет лавина: общество начнет это обсуждать, об этом начнут говорить. У нас не будет эффективного гражданского общества, пока мы все говорим «на разных языках», покуда у нас не согласованы важнейшие термины.
Все, что вы предложили сегодня, — это очень важно. Это люди, которые говорят: «Что-то нужно менять». Вот последняя группа сказала: «Мы не можем выявить общие проблемы». Они у вас у всех есть — и в силу возраста, и в силу активной позиции, которую вы занимаете, раз сюда приехали. «А мы их сформулировать не можем»… Опять проблема языка… Я понимаю, что над этим надо работать.
Но самая главная проблема молодежи — это «зачем я это делаю?», «зачем я вообще живу?», «ради чего?». Не зря мы пытали участников об их мотивации. Разве можно разговаривать друг с другом, тем более действовать, если цели нет?
Все, что касается национальных традиций, — это вопрос очень глубоких знаний. Когда одна из групп сказала: «Мы проведем исследование национальных стереотипов, мы копнем поглубже», — это была очень правильная установка. Я давно не слышал на защитах проектов, что имеются желающие копнуть глубоко, все больше так, по поверхности. Я рад, что услышал это здесь, в Новосибирске. То, что вы предложили, — это не просто абстрактный интерес, это заявка на слом целого пласта деструктивных стереотипов, накопленных за 20 лет.
Я посмотрел все проекты: у каждого из них есть какая-то грань, которая позволяет состыковаться с другим проектом, подобно ячейкам пчелиных сот. Очень ценно, когда конференция формирует некое сообщество. Эта конференция в НГУ, я уверен, вполне может сформировать сообщество, которое поможет участникам развиваться всем вместе, получать научное сопровождение, инициировать ряд полезных внешних процессов — как в научной среде, так и в реализации многих местных, региональных планов.
Главное, на что сегодня есть запрос, — это пролонгированный эффект подобных событий. Вы можете показать пример тем, кто придет на следующий форум. Мы обязательно должны увидеть, что удалось сделать за год из того, что было задумано позавчера, вчера, сегодня.
Я хочу, чтобы в следующем году те, кто захочет уехать пораньше, сказали бы: «Пойду-ка я сдам билет. Здесь происходит что-то очень важное. Если я уеду, я не найду себя». И тогда у нас все получится.