Курс лекций прочтет Ольга Валерьевна Пак, лектор Технологического института Карлсруэ (Karlsruhe Institute of Technology / KIT) в Германии. Факультатив рекомендован магистрантам — историкам и лингвистам. Занятия будут проходить по воскресениям 22, 29 октября и 5 ноября с 10 до 15.00. Запись на спецкурс, а также уточнение места проведения занятий — в каб. 1225.
О.В. Пак — выпускница Факультета журналистики НГУ, закончила аспирантуру Института философии и права СО РАН, затем междисциплинарную докторскую программу Университета Альберты в Канаде, специализируясь в социальной теории, социологии и городских исследованиях. Участвовала в международных междисциплинарных исследовательских проектах и преподавала в России, Канаде и Германии. Предлагаемые лекции по городским исследованиям и по анализу медиа-репрезентаций представляют собой адаптацию материала курсов, преподаваемых Ольгой Пак в Технологическом институте Карлсруэ и получивших высшие оценки по результатам программы контроля качества преподавания.
Модуль «О мире городов» — это разговор как о стремительно урбанизующемся мире, так и о многообразии существующих и возможных городских миров в контексте современных глобальных и локальных изменений, ожиданий и вызовов. Лекции организованы в три тематических блока.
1. Урбанизация: некоторые концептуальные и практические вопросы
Отдельные вопросы теории и методологии понимания и оценок современной урбанизации будут обсуждаться в контексте других глобальных процессов и с точки зрения не только утвердившихся, но и новых подходов. Термины, теоретические конструкты и методологические вопросы будут представлены в связи с анализом как показательных, так и противоречивых кейсов, а также проиллюстрированы примерами из актуальной городской повестки дня разных стран.Будут проанализированы как основные тенденции урбанизации в целом, так и специфические феномены (например, глобальные и мега-города, формы субурбанизации, разрастание трущоб, городские машины роста, идея Всемирного Парламента Городов и др.). Целью ставится не столько толкование определенного набора терминов, сколько разъяснение причин, взаимосвязанных процессов, немедленных и отсроченных эффектов данных феноменов.
2. В поисках «хорошего города»: истории городских успехов и провалов
Обсуждение проблем, надежд, провалов и достижений городов из разных регионов планеты – повод поразмышлять о том, каковыми могут быть представления о «хорошем городе», к каким результатам могут привести конкретные реализации этих представлений и что такое «хороший город» сегодня. Предлагаемый анализ кейсов позволит сравнить особенности разных моделей городского развития, планирования и управления, а также подумать о сходствах и различиях городов с точки зрения их происхождения, морфологии, поощряемой организации жизни, соревнующихся культурных практик, политических, экономических и этических аспектов.
3. Города будущего: угрозы, утопии и эксперименты
Интересно поговорить о футуристической архитектурной эстетике. Интересно посмотреть на экспериментальные дома и экспериментальные города. Но есть и другие темы, связанные с будущим городов и городами будущего. Лекции нацелены на обсуждение широкого круга вопросов: собственно проблем, подходы к решению которых определят облик городов и поощряемый ими образ общества, новых идей, призванных справиться с теми или иными проблемами, вчерашних и сегодняшних фантазий на тему городского преображения, экспериментов, связанных с рождением новых городов и преобразованием уже существующих. Обсуждение футуристической эстетики и технологий будет помещено в контекст политического и этического облика будущего города. В чем будет «умность» этого города и по какой «хартии» будут жить его жители?
Модуль «О мире представлений». Эти лекции объединяют введение в теорию и практику критического анализа текстуальных и визуальных репрезентаций и обсуждение социальных, политических и идеологических эффектов формирования определенных представлений о людях, их социальных ролях, культурных практиках и географической локализации. Они ставят целью развитие критического мышления, расширение знаний о разнообразии мира и несводимости представлений о нем к образам, транслируемым в масс медиа, а также формирование рефлексивной личной позиции в непрерывном диалоге человека с миром.
Какой представляется нам жизнь в бразильском городе или в азиатской деревне? Что значит быть каирским собирателем мусора, вождем канадских индейцев или бостонским яппи? Информируя нас о различных местах и людях, масс медиа формируют наши представления и эмоциональный отклик в отношении них.
Данный модуль предлагает взглянуть на разнообразие мира с другой точки зрения и поупражняться в чтении «между строк». Знакомство с актуальными подходами и методами критического медиа-анализа будет сопровождаться обсуждением конкретных материалов, относящихся к самым разным событиям, фактам, отношениям и сообществам. Примеры, связанные с новостями, журнальными статьями, рекламой, документальными и художественными фильмами, фотографиями, книгами, картами и т. п., помогут увидеть и понять, как определенные языковые и визуальные выразительные средства позволяют формировать представления о разных местах и людях, какие социальные эффекты эти представления имеют и какие этические ориентиры поддерживают. Выбранные для анализа кейсы имеют отношение к обширной географии и не сводятся исключительно к российским СМИ или представлениям, связанным непосредственно с Россией, что добавляет курсу еще одну составляющую — расширение географического и культурологического кругозора.