Нашедший Денисовского человека академик удостоен ордена Александра Невского

По сообщению РИА Новости, выдающийся российский ученый академик Анатолий Деревянко, первооткрыватель нового типа древних людей — Денисовского человека, награжден орденом Александра Невского, соответствующий президентский указ опубликован в четверг на официальном портале правовой информации.

Как отмечается в указе, научный руководитель Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, д-р ист. наук, академик РАН, профессор Анатолий Деревянко награжден орденом за заслуги в развитии науки, подготовку квалифицированных специалистов и многолетнюю добросовестную работу.

1521796559.jpg

В 2010 году стало известно о сенсационной находке в Денисовой пещере в Алтайском крае. Пещера 50-тысячелетней давности находится в одной из гор в 250 километрах от города Бийска в долине реки Ануй. Раскопки в ней начались в начале 1980-х годов, после того, как стало понятно, что территория Алтая в силу благоприятных природных условий в далекой древности была местом пребывания предков современного человека.

В пещере ученые нашли останки ранее неизвестного типа древнего человека. Свои выводы ученые сделали на основании расшифровки полного генома, сохранившегося в двух образцах тканей древнего человека из Денисовой пещеры — фаланговой кости пальца руки и коренного зуба. По данным ученых, новый тип людей является родственным неандертальцам и обитал около 50 тысяч лет назад. После раскопок в Денисовой пещере была предложена новая модель эволюции человека.

Анатолий Пантелеевич Деревянко разработал новую пространственно-временную версию путей первоначального заселения Азии, создал периодизацию, хронологию и динамику палеолита в регионе. Открыл и исследовал десятки археологических объектов, в том числе ставшие эталонными памятники различных эпох и культур в широком хронологическом диапазоне от палеолита до железного века (поселения Новопетровка, Кукелово, стоянки на р. Селемдже и др.). Инициатор и руководитель программы по комплексному изучению пещерных памятников палеолита Южной Сибири и Центральной Азии. Основатель международного научно-исследовательского стационара «Денисова пещера» (Горный Алтай). Под его руководством и при его участии заложены основы мультидисциплинарного подхода к анализу археологических источников.

А.П. Деревянко участвовал в археологических экспедициях на территории Сибири, российского Дальнего Востока, Дагестана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Азербайджана, Вьетнама, Монголии, Кореи, Китая, Японии, Ирана, Черногории. Экспедициями под его руководством открыты и исследованы десятки археологических объектов Северной, Центральной и Восточной Азии, ставшие эталонными памятниками различных эпох и культур в хронологическим диапазоне от каменного до железного века.

По материалам РИА Новости