С 7 по 11 сентября 2015 г. по приглашению кафедры истории культуры гуманитарного факультета НГУ Новосибирск посетит известный чешский филолог-славист Томаш Гланц (Tomáš Glanc), dr. habil., профессор Цюрихского университета (Швейцария), бывший руководитель исследовательского центра сравнительной поэтики Карлова университета (Прага), бывший научный сотрудник Исследовательского центра Восточной Европы Бременского университета, бывший приглашенный профессор Гумбольдтовского университета (Берлин), член редакционных коллегий и советов ряда международных изданий, в том числе журналов «Новое литературное обозрение» (Москва) и «Česká Literatura» (Прага), организатор выставки "Русские авангарды. 1915–2015" в Национальной галерее в Праге.
Томаш Гланц прочитает для студентов НГУ спецкурс "Эстетика литературного авангарда, искусство и мультипликационный фильм", а также проведёт семинар "Поэтика мультипликации как особый вид репрезентации" в рамках проекта "Гуманитарный университет для школьников".
"Эстетика литературного авангарда, искусство и мультипликационный фильм"
Спецкурс для студентов-филологов гуманитарного факультета НГУ, а также для всех желающих (с возможностью получить зачёт)
Общее описание содержания и главных исходных пунктов спецкурса Художественные практики авангарда развиваются в то же время, когда происходит и поиск выразительных средств нового вида искусства: мультипликационного фильма. Курс исследует этот процесс с теоретической точки зрения (приемов и формальных доминант), иллюстрируя их, однако, пестрым набором конкретных примеров из истории кино, изобразительного искусства и литературы. Авторы, причисляемые к разным авангардистским течениям, ставили под сомнение канонизированное изображение предметов, но и сам материал искусства. В этом плане и мультипликация с одной стороны возвращается – в отличие от фотографического кинематографа – к нулевой точке, предшествующей любой репрезентации, с другой стороны создает пестрый набор новых способов репрезентации (воображаемой) действительности – рисунок, кукла, гибридные животные, ожившие предметы… Рассмотрение разновидностей мультипликационных практик и их применения послужит импульсом к обзору выдающихся шедевров (преимущественно) восточноевропейского мультипликационного кинематографа XX века, включая некоторые замечания и по поводу мультипликации в XXI веке. Немногочисленные авангардисты сами активно работали в области мультипликации – самый известный из них, пожалуй, Дзига Вертов. Но многие участники авангардистских движений вдохновили кинематографическую мультипликацию и многие мультипликаторы сами являлись радикальными авангардистами, хотя и в культурной истории как таковые не рассматриваются.
Темы лекций
– Предпосылки литературных и культурных кодов авангарда в России и в общеевропейском контексте. Особое внимание уделяется сопоставительному аспекту, трансферу культурных концептов и их рецепции. Перевод не только как языковое, но также и культурное явление;
– Канон авангарда; какие выразительные средства, приемы и направления создали авангардистский канон? Обзор и разновидности подхода к авангарду как набору литературных и культурных практик;
– Центр или периферия, государственная эстетика или протестное культурное движение? Эстетика (литературного) авангарда в рамках разных программ культурной политики от Луначарского до выставки в Манеже (1962) и бульдозерной выставки (1974);
– Авангард и архив; вопрос канонизации, музеефикации и других разновидностей хранения культурной памяти русского модернизма с особым интересом к таким ключевым личностям как Николай Харджиев, Георгий Костакис, Александр Очеретянский и Сергей Бирюков;
– Значение эстетики русского авангарда в европейском и американском русском зарубежье. Дискуссия о книге Литературный авангард русского Парижа. История. Хронология. Антология. Документы.
– Транс-авангард, нео-авангард, или просто второй авангард? В 60-е и 70-е гг. XX столетия переосмысление авангардистских импульсов стало одним из краеугольных источников вдохновения для целого поколения писателей и художников. Какими были разновидности их отношения к авангарду?
– Мультимедийная эстетика авангарда как одна из важнейших составляющих современного культурного процесса; процессы цитирования, критическая практика и новые способы ретроспективного моделирования авангардистской эстетики в концептуализме и постконцептуализме;
– Столетие авангарда – попытка синтезировать более чем столетнюю историю авангардистской эстетики, которая вопреки терминологической и понятийной размытости принципиальным образом переосмыслила восприятие литературного – но не только литературного – художественного произведения и задала вопросы, которыми с разных точек зрения и с совершенно разными результатами авторы русской литературы и культуры занимаются поколениями. Отдельный вопрос представляет собой будущее авангарда.
"Поэтика мультипликации как особый вид репрезентации"
Семинар для участников «Гуманитарного университета для школьников», а также для всех желающих
В рамках семинара будет обсуждаться вопрос: какие особенности отличают эстетику мультипликации от других форм художественного творчества? Важной культурной практикой при этом является не только кино, на сопоставлении с которым основал свою семиотическую характеристику мультфильмов Ю.М. Лотман. Не менее важными кажутся и изобразительное искусство, фотография, кукольный театр и театр вообще, литература, фольклорные жанры, балет и т.д. Как наглядный материал для примеров будут использованы отрывки мультфильмов В. Старевича, Д. Вертова, А. Алексеева, И. Трнка, Я. Шванкмайера и других мастеров мультипликации.
Расписание занятий Томаша Гланца в НГУ:
Понедельник, 7 сентября. 12.30–14.05 ауд. 232 лаб. к.; 14.15–16.00 ауд. 231 лаб. к.
Вторник, 8 сентября. 14.15–15.50 ауд. 233 лаб. к.; 16.00–17.35 ауд. 233 лаб. к.
Среда, 9 сентября. Семинар Время и место уточняется
Четверг, 10 сентября. 10.45–12.20 ауд. 204 лаб. к.; 12.30–14.05 ауд. 204 лаб. к.
Пятница, 11 сентября. Время и место уточняется
Приглашаются студенты-филологи, а также все желающие!