Первый декан факультета: Наши выпускники в Новосибирске на вес золота

Первый декан факультета: Наши выпускники в Новосибирске на вес золота


Факультет иностранных языков НГУ – один из самых молодых в университете. Однако это не мешает ему выделяться на фоне других факультетов иностранных языков во всем Западно-Сибирском регионе. В чем его «изюминка», кто здесь учится и преподает, и почему студенты возвращаются сюда после учебы в столичных вузах, рассказывает первый декан ФИЯ Галина Георгиевна Куркина.


Галина Георгиевна Куркина – декан-организатор факультета иностранных языков НГУ, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и типологии языков и культур ФИЯ, Заслуженный работник высшей школы РФ; автор монографии, 40 научных статей и учебных пособий; преподаватель с пятидесятилетнем стажем; читает курс по теории фонетики английского языка; спецкурсы «Этническая Сибирь» и «Америка в этно-культурном аспекте» на английском языке.


Галина Георгиевна, как Вы считаете: можно ли успешно изучать языки вне стен университета, скажем, на краткосрочных курсах?


Думаю, что такие курсы хороши, например, для подготовки к туристической поездке в ближайшее время или к конференции. Но нельзя доверять курсам, которые обещают вам успешное овладение языком за две недели - месяц. Таких чудес не бывает! Изучение языка – это систематический, и, я бы сказала, пожизненный труд, если не живешь в языковой среде. Поэтому приступая к изучению иностранного языка нужно на определенном этапе быть готовым к многочасовой работе ежедневно!


Роль преподавателя на начальном этапе – неоспорима. Важно начинать изучение иностранного языка с очень хорошим преподавателем-профессионалом и постепенно переходить на самостоятельное изучение языка. Для этого в настоящее время имеется все необходимое: прекрасные учебные пособия, видео курсы, фильмы и т.д. Имеется масса примеров успешного самостоятельного изучения иностранных языков и не только западноевропейских, но и восточных.


И еще два момента: 1) нужно иметь в виду, что на краткосрочных курсах подчас работают случайные люди, отнюдь не преподаватели иностранных языков; 2) не все носители языка способны научить вас своему языку.


У многих факультетов иностранных языков есть такая проблема: закрываются кафедры немецкого, французского языков из-за недобора студентов. Как с этим дело обстоит на ФИЯ НГУ?


Немецкий и французский языки у нас популярны и недобора не бывает. Думаю, что объясняется это тем, что, во-первых: у нас творческий коллектив, все преподаватели любят и ценят свою работу; те, кому работа неинтересна, на ФИЯ не задерживаются; во-вторых: у нас хорошие контакты с университетами Германии, Австрии и Франции, куда наши успешные студенты при желании едут на стажировки, и где наши выпускники могут продолжать учебу по окончании нашего университета.


Кроме того, студентов ФИЯ естественно привлекает наш особый «инъязовский» мир и неповторимая атмосфера нашего университета. Не удивительно, что некоторые студенты ФИЯ, которые переводятся в столичные вузы в магистратуру, возвращаются на наш факультет.


Какие языки, кроме классических английского, немецкого и французского, пользуются спросом у студентов вашего факультета?


На факультете изучаются семь языков, и их популярность может меняться иногда по непонятным причинам. Сегодня одни языки пользуются спросом, проходит 2-3 года и, может от того, что в мире что-то меняется, становятся популярными другие. К примеру, сейчас очень востребован испанский язык. Японский язык стал менее популярным после известной катастрофы в Японии. В тот год мы набрали всего 5 человек в группу. Но уже в прошлом году его популярность восстановилась. На китайский язык стабильно высокий конкурс. Но именно с изучением восточных языков возникает больше всего проблем: не всегда абитуриенты трезво оценивают свои способности к изучению восточных языков.

Менее популярен среди абитуриентов турецкий язык. Это настолько несправедливо, мы так малограмотны и плохо знаем Турцию – ее историю и замечательную культуру! А между тем именно турецкий язык очень важен для туристического, строительного, торгового бизнеса. В Новосибирске именно специалисты по турецкому языку на вес золота! Наши выпускники, хорошо владеющие турецким, успешно работают в нашем городе (в частности, в авиакомпании «Турецкие авиалинии»), Москве, Турции, продолжают учебу в магистратуре, аспирантуре в вузах Новосибирска, Москвы, за рубежом.


Помимо непосредственного изучения иностранного языка, какими исследованиями занимаются студенты на факультете?


В основном в рамках будущих специальностей, а именно межкультурной коммуникации, перевода и переводоведения, методики преподавания иностранных языков, занимаются сопоставительно-типологическими исследованиями. Семь языков, изучаемых на ФИЯ, - это очень богатый материал, на основании которого можно заниматься научной деятельностью.


Для примера, темы дипломных работ могут звучать следующим образом: «Частотный анализ научной экономической лексики», «Estuary English in the System of English Dialects», «Гендерные особенности модальности в этнокультурном аспекте» и т.д.


На кафедре истории и типологии языков и культур предполагается создать проблемную группу из перспективных молодых исследователей (студентов старших курсов, молодых преподавателей и аспирантов), которые будут работать по междисциплинарным проектам в особенности психолингвистическому проекту, с привлечением новых материалов на преподаваемых иностранных языках в сопоставлении с русским. Работа по этому направлению, безусловно, будет способствовать дальнейшему повышению научного уровня исследований и студентов, и преподавателей на ФИЯ.


Каким Вы видите идеального студента ФИЯ?


Прежде всего, мы готовим преподавателей иностранного языка. Наши выпускники работают не с машинами, растениями, пробирками, они работают с людьми, со студентами, с детьми. А их надо любить и уважать. Необходимые качества нашего студента - будущего специалиста, и прежде всего преподавателя, - профессионализм, интеллигентность, чувство юмора, умение поддержать и вдохновить обучаемого, доброжелательность и строгость (иногда немного жесткости тоже не будет лишним).


Как быть, если школьные знания недостаточно хороши, а изучать иностранные языки в университете всё-таки очень хочется?


Я проработала 50 лет, из них 47 – в НГУ на нескольких факультетах, и могу с уверенностью утверждать: бесталанных не бывает. Мы же все научились говорить по-русски, значит, можем научиться и на другом языке. Бывают ленивые студенты и студенты, у которых на данном этапе иные, для них более важные, цели. Невозможно научить того, кто не хочет учиться. Но, если студент выполняет все инструкции преподавателя, работает систематически и вовремя сдает все задания, он непременно выполнит университетскую программу.


Другое дело – недостаточное количество часов, которое отводится для иностранного языка, нестабильность преподавательского состава (последствия перестройки еще ощущаются). Здесь я повторюсь – продолжать учить язык самостоятельно. В моей практике были замечательные примеры. На ФЕНе у меня учился студент из уральской деревни. На начальном этапе знания по английскому приближались к нулю, но он так работал и учился, что на 4 курсе сдал госэкзамен отлично и продемонстрировал знания не ниже студентов - бывших отличных выпускников английской школы. Это пример не единичный. Я счастлива от того, что у меня был продолжительный период работы в университете, когда студенты горели желанием учиться вообще и изучать иностранные языки в частности, хотя возможности для этого были несопоставимы с настоящими.


Студенты ФИЯ имеют возможность стажироваться заграницей. Каждый ли желающий может поехать поучиться за рубеж?


Это зависит от желания студента, его успеваемости, договорных условий. Наши студенты уезжают на семестр или на год, выполняют задания наших преподавателей преимущественно дистанционно. Разрешается стажировка на старших курсах, за редким исключением на втором, третьем курсах. Стажировки имеют как положительные, так, к сожалению, и негативные последствия. Из моей практики: студентка-дипломница уехала на семестр в Великобританию, где собрала отличный материал для диплома, написала замечательную работу. Но немецкий язык после поездки сдала уже только на тройку. В итоге, диплом с отличием она не получила, но приобрела то, к чему стремилась - работу и жизнь в Лондоне. Так что выбор делает студент (как правило, с помощью родителей).


Галина Георгиевна, что нового появится на факультете в ближайшем будущем?


Планы большие. Перечислю основное:


  • Не терпит отлагательств открытие магистратуры. Развитие программ магистратуры должно стать приоритетным направлением деятельности ФИЯ НГУ в ближайшее время.
  • Предстоит качественное обновление кадрового состава через более эффективное использование магистратуры, аспирантуры, докторантуры вузов и России, и дальнего зарубежья. ФИЯ необходимы специалисты кандидатского уровня и по первым и вторым языкам.
  • Необходимо постоянное совершенствование преподавания иностранных языков, прежде всего английского в соответствии со стратегическими задачами развития НГУ как научно-исследовательского университета.
  • Введение итальянского языка как второго – есть спрос, есть специалисты, есть необходимые контакты с университетами Италии, которые заинтересованы в сотрудничестве с нами.
  • Назрела необходимость создания кафедры второго иностранного языка, создание языковых центров и клубов (испанского, турецкого, др.)
  • Введение совместной магистерской программы «Теория и методика преподавания иностранного языка. Французский как иностранный». Настоятельна необходимость совместных магистерских программ с вузами Китая и Турции.
  • Дальнейшее качественное развитие восточного направления, что предполагает:
    • подготовку специалистов кандидатского уровня с японским, китайским и турецким языками из числа молодых преподавателей ФИЯ;
    • укрепление связи с образовательными учреждениями Китая, Японии, Турции через совместные мероприятия научно-образовательного характера.
  • В условиях нашего региона остается актуальным развитие на факультете Сибирского регионоведения как компонента обучения по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация», важного для развития этнокультурной эрудиции студентов: студенты ФИЯ обязаны знать историю Сибири, иметь представление о языках и культурах народов Сибири.

ФИЯ_конференция_к_15_летию_весна_2014_(26).jpg