Гуманитарный институт НГУ приглашает на «Гуманитарные штудии в НГУ-2019» – серию мероприятий, посвященных проблемам изучения и современного восприятия русского авангарда: открытые лекции, дискуссии, круглый стол, выставку и даже IQ-баттл. Организаторами «Гуманитарных штудий в НГУ» выступили кафедра истории, культуры и искусств Гуманитарного института НГУ и научно-организационный отдел Гуманитарного института НГУ.
Тема «Гуманитарных штудий в НГУ-2019» – русский авангард и его диалог с современным искусством. Авангард начала ХХ века открыл новую эпоху в искусстве – впервые искусство стало не отражать окружающий мир, а создавать новую действительность. Эта действительность – духовная, воображаемая, ментальная. Молодые, яркие и талантливые художники-авангардисты не остановились на создании нового искусства, они хотели преобразовать жизнь по законам авангарда, мечтали о построении нового утопического общества. И хотя построить жизнь по законам их фантазий оказалось невозможно, авангард серьезно повлиял на сознание ХХI века. К сожалению, авангард – это искусство, требующее объяснения. Даже спустя столетие русский авангард для многих остается загадкой. Наша цель – взглянуть на русский авангард с точки зрения современности, показать, что следует не только воспринимать его на интуитивном уровне («нравится / не нравится»), но и анализировать научными методами.
В рамках «Гуманитарных штудий-2019» на базе НГУ вам предстоят встречи с людьми, занимающимися изучением авангарда, – известными учеными, культурологами, философами, поэтами и художниками, встречи с уже знакомыми и неизвестными произведениями искусства (например, мультипликацией авангарда). Будем рады видеть всех! Вход свободный.
Музей истории НГУ (ауд. 2420) – Выставка работ московского художника и кинематографиста Андрея Пашкевича «Политэкология»
По предварительной договоренности в рамках выставки для школьников (и всех желающих) пройдут открытые лекции преподавателей кафедры истории, культуры и искусств ГИ НГУ (Н.Л. Паниной, Н.Ю. Бартош, Д.В. Долгушина, М.С. Берендеевой, Е.С. Гусевой).
Томаш Гланц – известный европейский культуролог, старший научный сотрудник Цюрихского университета, один из самых авторитетных европейских специалистов по русскому авангарду, куратор многочисленных выставок современного искусства, специалист по русскому и чешскому модернизму (включая такие темы, как интеллектуальное наследие Романа Якобсона, авангард, передача теорий); по перформансу в Восточной Европе; самиздату и неофициальной культуре; славянской идеологии; кинематографу в андерграунде, современному русскому искусству и литературе. С 2010 по 2013 год преподавал в качестве приглашенного профессора в Институте Славистики в Гумбольдтском университете; с 2011 года был приглашен читать лекции в Базельский университет. С 2007 по 2010 год был научным сотрудником Центра по изучению Восточной Европы в Бременском университете; с 2005 по 2007 возглавлял Чешский культурный центр в Москве; с 2000 по 2003 год являлся директором Института Славистики и Восточной Европы Карлова университета в Праге.
Автор многочисленных публикаций, самые свежие из которых включают такие книги, как «Pavel Pepperštejn: Memory is over» («Павел Пепперштейн: Конец памяти») (Острава, 2016), «“Вы гниёте, и пожар начался...” Рецепция дадаизма в России» (М.: Государственный музей Маяковского, 2016 / Zürich: Edition Schublade, 2016), «Autoren im Ausnahmezustand. Die tschechische und russische Parallelkultur» («Авторы в чрезвычайном положении: Параллельная культура в России и Чехии», Берлин, 2017), «Samizdat Past+Present» (Karolinum Press, 2019).
Открытые лекции Томаша Гланца в рамках «Гуманитарных штудий в НГУ-2019» посвящены изучению русского авангарда в транснациональном и интердисциплинарном ракурсе, то есть: какова рецепция и судьба русского авангарда за границей, как относились на Западе к Малевичу, Татлину, Маяковскому, Матюшину? Как русский авангард можно понять и оценить, учитывая модернистские течения в других странах и культурах, чем он уникален или, наоборот, универсален с сегодняшней точки зрения нашей столетней дистанции? Интердисциплинарной установки касается, например, вопрос влияния художественных произведений на теоретические концепции в гуманитарных науках, связь искусства & литературы & кино & перформативных жанров с наукой и политикой.
Специфической и мало исследованной областью являются некоторые случаи рецепции – или ее отсутствия – зарубежного авангарда в России: почему, например, так поздно и критически отзывались в России о дадаизме, который был во многом предвосхищен русскими футуристами?
Круглый стол с участием Томаша Гланца и IQ-баттл совместно с Василием Кузиным (канд. филос. наук, экс-министр культуры Новосибирской области, проректор Новосибирского государственного театрального института, музыкальный критик) будут посвящены как актуальным вопросам изучения авангарда, так и перспективам современного искусства.