«Подпираю дверь чемоданом»: об опыте дистанционного обучения рассказали студенты и преподаватели ГИ НГУ

До весны 2020 года в НГУ не было дистанционного обучения: некоторые задания студенты сдавали через социальные сети или на платформе E-LEARNING NSU, но занятия никогда не проводили онлайн. Из-за пандемии коронавируса преподаватели и учащиеся изменили свой учебный режим и получили весьма необычный опыт. Мы поговорили с ними о том, что им дал новый учебный формат.

Гуманитарный институт НГУ оперативно перешел на новый формат обучения. Большинство преподавателей никогда не работали со своими студентами через видеосвязь, но на карантине быстро освоились в Skype, Zoom, Google Hangouts и Google Meet, а также в Instagram и Discord. О переходе на дистанционное обучение рассказала руководитель направления «Журналистика» Ольга Журавель:

В середине марта у нас было несколько совещаний с дирекцией, где мы выработали общую стратегию. Дистанционное обучение, на которое мы перешли с конца марта, для нас не было неожиданностью. Мы были готовы. И электронная система университета тоже была готова, очень хорошо поработали программисты. Студенты были отправлены на самоизоляцию: кто-то уехал домой, кто-то остался в общежитии, преподаватели ещё какое-то время могли ходить в университет. И первые свои лекции я вела в пустой аудитории с камерой. Было немножко непривычно. Я сижу, студентов нет. Теперь все уже привыкли к этому формату. Я сразу же стала использовать платформу Google Meet, это очень удобно. Я вела онлайн-лекции по истории отечественной литературы, посещаемость была очень хорошая. Чувствуется, как это общение всех нас заряжает. Мы так друг по другу соскучились!

На Discord мы провели МНСК, преддипломная защита прошла так же — к 13 мая студенты загрузили свои наработки, комиссия с ними ознакомилась, научные руководители написали отзывы и предложили возможных рецензентов. Впервые все студенты были допущены к защите дипломов. Защита будет проходить на платформе Zoom.

Старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики НГУ Екатерина Турук проводила свои пары в Instagram:

— Семестр на дистанционном обучении подходит к концу. Хочется сказать, что всякое бывало, и не такое бывало, но такого ещё не бывало. Честно скажу, переходить на дистанционку было непросто, но, мне кажется, мы со студентами смогли найти для себя удобный и продуктивный формат. Уже сейчас можно сказать, что мы всё успели, освоили весь материал, а посещаемость в прямом эфире точно не уступала очной.

Что нового открыла для себя я? Да всё! И это случилось моментально! Ещё в конце февраля я не делала эфиры, не пользовалась Discord и Google Meet, не общалась с дипломниками в Zoom (кстати, зря, иногда это удобно). Неожиданным во время эфиров стало то, что на них приходили не только студенты. Были комментарии вроде «смотрим эфир вместе с мамой», «из другой комнаты пришел папа, тоже смотрит и передаёт вопрос...».

Это здорово! Может быть это прозвучит странно, учитывая то, что мы не виделись уже несколько месяцев, но мы с ребятами сплотились ещё больше, именно они мне подсказывали всякие технические приёмчики, как улучшить эфиры, мы вместе переживали, когда что-то не удавалось и радовались, когда в итоге получалось. Нам пришлось работать, учиться, что-то обсуждать, соглашаться и спорить в тех условиях, в которых это возможно сейчас. Ещё раз хочу сказать спасибо моим студентам за готовность и желание быстро включиться в новый формат, за адекватность и позитивный настрой, за ум и чувство юмора, за любовь к делу и к жизни, за присутствие в моей жизни тоже спасибо!

OawHOPx6xw4.jpg
Coh7TMnGpJY.jpg
REWri5qoccI.jpg

Чтобы студенты не заскучали, старший преподаватель кафедры древних литератур и литературного источниковедения ГИ НГУ Людмила Буднева проводила конкурсы в «Официальной группе для первокурсников ГИ НГУ» ВКонтакте:

Конкурсы, по моим представлениям, должны были как-то помочь всем справиться с первыми неделями неопределенности, взглянуть на сложившуюся ситуацию под неожиданным ракурсом. То есть, все это я делала и для себя. Наверное, больше всего мне понравился конкурс стишков и хокку.

Своими впечатлениями поделись и студенты. Поначалу у некоторых возникали проблемы с техникой, но они быстро привыкли к такому формату обучения.

Студентка 2 курса направления «Журналистика» Алёна Гунько считает, что самое сложное на дистанционном обучении — это умение сосредоточиться в домашней обстановке:

— Я переехала из общежития домой, а там у меня сестра-подросток, двухлетний брат и ещё собака социально активная. Я, чтобы учиться, подпираю дверь чемоданом, потому что у меня нет замка. В общежитии я жила с такими же студентами, как и я сама, там все говорят о зачетах, экзаменах, а дома совсем нерабочая атмосфера.

cjVu4qM4e1s.jpg

Первокурсница Катерина Токмакова поделилась впечатлениями о дистанционном обучении:

— Я очень скучаю по Академу и по своим друзьям, которые там остались. Дома нет студенческой атмосферы кампуса. То, ради чего стоит поступать в университет, вот этого всего и нет, по-моему. Не хватает живого общения. Сидишь в четырех стенах, смотришь в монитор. Раньше я думала, что провожу слишком много времени за компом. Это не так — я хотя бы гуляла немножечко. Я даже создала сервер на Minecraft, чтобы с друзьями хоть пройтись где-то.

За время дистанционного обучения я сделала проект “GameDev в Новосибирске: Game (not) over?” со своим однокурсником Андреем Стрельцом. Эта идея мне пришла в тот момент, когда я сдавала 5 тем Виктории Евгеньевне Беленко для одного из заданий. Оказалось, что Андрей взял ту же тему. Нам предложили поработать вместе, сделать большой лонгрид на Tilda. До конца марта мы посетили конференцию по геймдеву. Это было 14 марта, пандемия уже потихоньку приближалась, хотя мы пока даже не думали, что нас отправят по домам. Мы как-то удачно успели собрать информацию, найти спикеров. Остальные интервью я брала в Google Meet, это оказалось очень удобно. Даже без пандемии, думаю, я бы брала интервью дистанционно. Проект мы с Андреем выполняли в свободное от учебы время, собирались в Discord, редактировали тексты друг друга и работали через один кабинет в Tilda, чтобы одновременно делать проект и видеть, кто что добавил нового.

Студенты 4 курса во 2 семестре работали над дипломом, поэтому вопросы дистанционного обучения их коснулись меньше всего:

Мы уже три месяца 24/7 постоянно в компьютере: диплом, госы, да и работаем, я уверена, мы все онлайн, развлекаемся онлайн, — рассказывает Антонина Сергеева. — Это незаменимо — видеть преподавателя вживую. Мы же все равно воспринимаем информацию и с помощью их фишек: когда они резко встают или что-то усердно выписывают на доске, ходят по аудитории, пристально всматриваясь в каждого, или когда жестикулируют.

Анастасия Кузнецова