Преподаватели Гуманитарного института Новосибирского государственного университета 27 сентября прочитали открытые лекции в гимназии №6 «Горностай» в Советском районе г. Новосибирска.
В рамках проекта «Академические субботы» доктор исторических наук, заведующий Лабораторией истории древнего мира и средних веков ГИ НГУ Валентин Портных рассказал, как работает средневековый универсальный календарь, а кандидат исторических наук, доцент Алексей Кириллов прочитал лекцию «Александр II между дворянами и крестьянами».
Система профориентационных занятий для школьников «Академическая суббота» на базе новосибирских вузов была внедрена в 2018 году. Тогда на городском родительском собрании «Поможем подростку сделать правильный выбор будущей профессии» мэр Новосибирска Анатолий Локоть пояснил, что проект поможет учащимся 10-11 классов понять, что представляет собой система высшего образования, и определиться с выбором будущей профессии.
Преподаватели НГУ и, в частности, Гуманитарного института регулярно встречаются со школьниками и абитуриентами в рамках подобных мероприятий.
— Мне нравится один из афоризмов нашего отца-основателя Лаврентьева: «У чистого математика есть под старость три пути — сойти с ума, спиться или стать прикладником». Математики, становясь прикладниками, идут в промышленность. Историки — в просвещение. Я ставлю себе в образец академика Янина, Натана Эйдельмана, Евгения Анисимова — историков, которые умеют вникать в подробности, известные только специалистам, но не отказывают себе в удовольствии написать для простых людей. Вообще, я думаю, что заполнение разрыва между передним краем (исторической) науки и обыденными представлениями — дело крайне важное прежде всего для самой науки, для её положения в обществе, — подчеркнул Алексей Кириллов. — На сей раз я показывал школьникам одну из своих излюбленных тем. Адрес московских дворян 1865 года (вызвавший небезызвестную эпиграмму Фёдора Тютчева) — такой сюжет, который позволяет и к источниковедению, к науке исторической, прикоснуться, и бросить взгляд с высоты птичьего полёта. По-новому осмыслить известные из учебника исторические явления. Я поддерживаю тех преподавателей истории, которые ратуют за возможно большее насыщение школьного курса разнообразными историческими источниками. Моя лепта в это дело — и документальный задачник, и недавняя хрестоматия по истории.
Выбор темы открытой лекции объяснил и Валентин Портных:
— Задачей было придумать какую-нибудь тему «практического свойства», а средневековый календарь — это элемент, что называется, «курса продвинутого туриста»: это устройство встречается в западных городах, однако найти информацию об его устройстве, тем более по-русски, не так-то просто. Кроме того, чисто по-человечески часто бывает интересно именно то, что мы с вами не можем объяснить с ходу, но что, в то же время, помещенное в исторический контекст, представляет собой неплохую иллюстрацию общества времен классического средневековья.
Не нужно терять связь со школой, тем более что в школьной аудитории едва ли не больше заинтересованных лиц, чем в университете. Нам обоим задавали очень много вопросов, и лишь звонок каждый раз принудительно прерывал этот диалог. Если есть заинтересованность, то по мере возможности надо отвечать взаимностью.
Алексей Кириллов отметил, что качество вопросов от слушателей приятно его удивило:
— Авторы вопросов как будто старались помочь мне расширить круг обсуждаемых тем; задействовать те смежные (но важные для понимания эпохи) сюжеты, использовать которые в лекции не позволяло ограничение по времени. В основе каждого вопроса лежали и знания, выходящие за рамки сказанного мною, и собственные мнения школьников. По существу вопросы являли собой не уточнение, но обсуждение — вот это мне понравилось больше всего.
Думаю, что полезно проводить такие встречи не только в школах, но и в Университете. Атмосфера НГУ — это ли не приманка для школьников, вообще для интересующихся! Я вспоминаю времена своего студенчества, и одно из ярких воспоминаний — это лекторий «Наука на грани тысячелетий», устроенный дискуссионным клубом НГУ при участии и Валентина Афанасьевича Коптюга, и академика Добрецова. Поточная аудитория была полна, и первые ряды занимали люди явно не студенческого вида, из них же некоторые (точно знаю) в НГУ не работали. НГУ был центром интеллектуальной и духовной жизни Академгородка, а пожалуй, и более широкого сообщества.
Напомним, в апреле 2018 года стартовал проект Гуманитарного института НГУ «Гуманитарная среда», в рамках которого преподаватели и сотрудники ГИ помогают всем желающим окунуться в «гуманитарную среду»: рассказывают, чем занимаются гуманитарии, что изучают, какие открытия совершают, как используют методы разных наук и находят общие интересы с технарями.
Смотреть лекцию Валентина Портных «Как работает средневековый универсальный календарь»
Смотреть лекцию Алексея Кириллова «Александр II между дворянами и крестьянами»