Как поступить на журналистику в НГУ? Экзамен, к которому не готовят в школе

Экзамены — страшный сон любого абитуриента. Куча нервов и времени на подготовку, решение кимов ЕГЭ и «разбор полётов» с преподавателями и репетиторами. А теперь представим школьника, который поступает на журналистику в НГУ. Два ЕГЭ: русский и литература. И он, великий и ужасный, — творческий конкурс. Что это вообще такое? Ну, нужно написать эссе и проанализировать текст. Ещё есть пара тестов и портфолио… Короче то, чему не учат в школе. О том, что такое «творческий конкурс» и как его сдать, рассказала завкафедрой массовых коммуникаций ГИ НГУ Виктория Евгеньевна Беленко.

Belenko-Tomsk.jpg

Что такое творческий конкурс и с чем его едят

Творческий конкурс состоит из нескольких частей: эссе, анализ текста, тест по журналистике и истории и портфолио. Эссе проверяет умение выстраивать логику рассуждения, погруженность в профессиональное поле: чем сейчас живет журналистика, какие темы для журналистов актуальны и какие темы важны для самого общества. Здесь преподаватели смотрят на построение логики рассуждения и социальную, профессиональную эрудированность. И ещё момент: не стоит писать про несуществующих журналистов и несуществующие СМИ, потому что любую информацию преподаватели могут проверить.

— Хорошо, когда сразу человек говорит, что «для меня это тема о том-то». Хорошие эссе, когда есть не менее трех примеров из реальной журналистской действительности: какие-то авторы, тексты, темы, проблемы. Хорошие, когда есть столкновение точек зрения, какая-то изюминка, ракурс, актуальная трактовка. Когда в эссе представлено столкновение точек зрения, это гораздо интереснее. Это значит, что человек готов учитывать разные варианты видения явления или проблемы. Даже если он не согласен и в конце приходит к какому-то одному. Но это, в целом, повышает мнение о работе. Хороши те, которые читаются с интересом, когда читаешь, думаешь: «здорово написал, интересно же», — рассказывает Виктория Евгеньевна.

Следующее испытание — анализ текста. У текста нужно определить тему, понять, для кого и с какой целью его писали. Ещё нужно попытаться определить источники информации и как её собирали: использовали архивы, брали интервью, проводили опрос, были на месте события. Нужно понять, где факты, а где мнение, какая позиция у автора и как это видно в тексте. Ещё проанализировать композицию и стилистические особенности. Самое главное, нужно приводить примеры из текста к своим рассуждениям. Небольшой совет: стоит обратить внимание на такие формальные вещи, как заголовки, подзаголовки, лид, фото, подписи к фото, другие иллюстрации к тексту. Они могут сообщить много интересных деталей.

— Анализ текста проверяет, есть ли у человека задатки понимать, как текст делается. Потому что потом, во время учебы, студенты должны эти приемы начать использовать в своих работах. Но первый этап -- это именно уметь их заметить, провести своего рода реинжиниринг журналистской работы, то есть разобрать чужое «изделие» и понять, из чего оно сделано, — объясняет преподаватель.

Другая часть экзамена — портфолио. В портфолио могут быть публикации в газетах (школьные, городские, районные), фоторепортажи, видео- и аудиоработы, в которых абитуриент принимал участие как, например, журналист, режиссер монтажа, видеооператор. Кроме тех публикаций, которые имеют отношение к журналистике, можно вложить дипломы с конкурсов по журналистике и дипломы, грамоты и сертификаты по общегуманитарным предметам. Вот что не стоит предоставлять в качестве портфолио, так это достижения из начальной школы, итоговое сочинение, и другие работы, которые не имеют отношения к журналистике.

— Портфолио — это очень важная, с моей точки зрения, история. Оно позволяет уменьшить вероятность того, что человек разочаруется в выбранном пути. То есть если ты соприкоснулся с журналистикой в 10-11 классе, то вот эти бесконечные «я звонила, мне не ответили», «а я ещё звонила, меня послали», «а мне уже надо сдавать статью, а я ничего не могу выяснить». Вот такие моменты, когда ты ходишь с протянутой рукой по другим людям «расскажите мне, подскажите мне, ответьте мне». Если ты понял в 11 классе, что тебе неприятно, то и не надо. Но если ты чуть-чуть хотя бы попробовал и понял, что в принципе ничего страшного не происходит, не этот человек ответит, так другой, послали, но не покусали же, то тогда и дальше в процессе обучения будет меньше ужаса и меньше разочарования. А у нас, соответственно, уменьшается вероятность того, что мы возьмем человека, который осенью поймет, что не туда попал.

Дальше тест по журналистике. В тесте по журналистике, кроме вопросов с выбором ответа, есть открытые вопросы. Это значит, что нужно немного продемонстрировать погружённость в профессиональную среду: «Чем Вас привлекает профессия журналиста?»; «Назовите 5 важнейших мировых событий последнего месяца» — примерные вопросы. Но так было не всегда.

— До пандемии творческий конкурс состоял из двух частей: письменная и устная. Было собеседование, когда абитуриент общался с комиссией. По сути, он отвечал на те вопросы, которые сейчас есть в тесте, — объясняет Виктория Евгеньевна.

Как можно подготовиться к творческому конкурсу в самом НГУ?

Подготовиться к творческому конкурсу в НГУ можно в Гуманитарной школе. Это подготовительные курсы в НГУ по воскресеньям. Пары по подготовке к этому экзамену ведёт Виктория Евгеньевна.

В программе подготовки: доклады про современных журналистов, чье творчество, стиль, манеру, выразительные средства, тематику имеет смысл узнать и запомнить; задания, направленные на подготовку к эссе, и задания, направленные на анализ текста.

-- Иногда эта работа, связанная с составлением ментальных карт, составлением тезисов к разным темам эссе, учимся выстраивать логику, подбирать аргументы и примеры для эссе. Есть игровые задания, типа дебатов на тему «Соцсети убьют журналистику», — делится преподаватель, — И что касается анализа текста, то мы анализируем разные тексты с разными задачами. От небольших до серьезных, больших, глубоких, где надо уже по алгоритму анализа текстов все оттуда вытащить. Есть и небольшие задания на творческое развитие.

И чтобы вы точно смогли понять, получится ли поступить на журналистику в НГУ и стать частью большой семьи (а это не шутки, поступите — узнаете), вот ещё несколько вопросов, на которые ответила Виктория Евгеньевна.

По абитуриентам видно, что они пойдут в журналистику потом, и там у них что-то получится?

— Обычно целеустремленность и мотивированность хорошо заметна. А иногда можно и что-то более детальное про человека понять. Например, что это будущий прекрасный фотограф, в этот склонен к глубокой аналитической работе. Или заметна приверженность каким-то определенным темам, например, театральной журналистике. Какие-то тематические привязанности могут уже со школы быть сложившимися.

Отличаются чем-то ребята, которые поступают сейчас, от тех, которые были 5 лет назад, 10 лет назад?

— Ну, все ребята хорошие. Я вообще никогда не считала, что «в наше время было лучше». Мне кажется, молодые люди становятся очень прагматичны. Они с каждым годом все больше понимают, зачем им это: «мы хотим научиться вот этому, давайте разберём еще вот такие вопросы на семинаре» или «давайте усилим вот эти темы». Если они чувствуют, что какие-то вещи на академическом уровне пока не находят большого отражения, то ребята сами идут и сами разбираются. Мне кажется, что поступающие на журналистику ребята очень хорошо понимают, чего они хотят, чему они должны научиться, что они должны предложить на выходе рынку. Они не халтурят, они честно занимаются летней практикой, приносят все положенные материалы. Тех, кто тянет еле-еле и типа «я вот тут посижу четыре года, а потом меня папа на работу пристроит», — единицы.

А можете дать какой-то совет тем, кто будет сдавать в этом году творческий конкурс, и ребятам, которые только думают поступать на журфак?

— Советов можно дать много, это может стать темой отдельного интервью. Но есть буквально пара нюансов, на которые обращу внимание. Во-первых, подумайте, как распределить время во время прохождения вступительного испытания. Это же довольно большой промежуток времени, так что следите за временем. Во-вторых, проверка орфографии часто играет с абитуриентами «злую шутку»: орфографию-то она проверяет, но с окончаниями (склонениями) и запятыми – зачастую полная беда. В-третьих, и это уже не про вступительные, а в целом, про выбор пути: современное медиапроизводство охватывает почти все сферы жизни. И если за этой профессией видеть не просто институт демократического общества, которому не очень легко живется в последние годы, а видеть технологии медиапроизводства, которые используются во множестве сфер (от производства рекламы и корпоративного кино до ведения социальных сетей), то становится понятно, что с перспективами у этой деятельности все нормально.

Качества абитуриента, который точно поступит на журфак в НГУ?

— Если он считает, что ему надо поступить на журфак, если он решил это не в последний месяц, а хотя бы за год до поступления ощутил, что это его, то я верю, что он поступит. Нам такие нужны!

Анастасия Грачева