24 февраля 2025 г. исполнилось сто лет со дня рождения известного отечественного историка, исследователя культуры и интеллигенции советской эпохи, доктора исторических наук, профессора Варлена Львовича Соскина (1925–2021 гг.). В его честь по инициативе учеников при поддержке Гуманитарного института (ГИ) НГУ, Института истории (ИИ) СО РАН и Ассоциации выпускников «Союз НГУ» на базе университета 26 февраля 2025 г. прошли Научные чтения «Миры отечественной интеллигенции в XX веке: профессия, общество, власть», приуроченные к юбилейной дате. Проблематика чтений отражает ключевое значение, которое ученый и его последователи отдавали исследованию феномена отечественной интеллигенции и той роли, которую она играла в процессах и событиях прошлого века.
Научные чтения открылись приветствиями, с которыми к докладчикам, слушателям и родственникам В. Л. Соскина обратились академик РАН, д-р физ.-мат. наук, проф., ректор НГУ М. П. Федорук, д-р физ.-мат. наук, заместитель председателя СО РАН С. Р. Сверчков, академик РАН, д-р биол. наук, проф., член Наблюдательного Совета Ассоциации выпускников НГУ «Союз НГУ» С. В. Нетесов, д-р ист. наук, проф., директор ГИ НГУ А. С. Зуев, д-р ист. наук, доц., директор ИИ СО РАН В. М. Рынков.
Мемориальная часть была представлена докладом ученика Варлена Львовича, д-ра ист. наук, проф. С. А. Красильникова «Варлен Львович Соскин: жизненный путь ученого, организатора науки, наставника» и демонстрацией видеозаписи беседы с Варленом Львовичем в марте 2017 г. А. Я. Аблеева (Ассоциация выпускников НГУ «Союз НГУ») презентовала книгу воспоминаний и бесед В. Л. Соскина «В ракурсе личной судьбы историка: к 100-летию со дня рождения профессора Варлена Львовича Соскина». Другим изданием, подготовленным и вышедшим к юбилею стал спецвыпуск электронного научного журнала ИИ СО РАН «Исторический Курьер», посвященный проблематике отечественного научно-образовательного потенциала с помещенным в нем мемориальным разделом о В. Л. Соскине, который представила соредактор выпуска Н. Н. Аблажей (Институт истории СО РАН, Новосибирский государственный университет).
В ряду памятных мероприятий, состоявшихся в этот день следует также назвать организованную Музеем НГУ выставку, посвященную жизни и творчеству известного ученого.
На Научных чтениях было представлено 11 докладов, затрагивающих различные аспекты проблематики отечественной интеллигенции. Первая из двух проходивших сессий имела прежде всего ретроспективный вектор, направленный на рассмотрение в качестве центральной тематики динамики интеллектуального труда в раннесоветском обществе путем анализа трансформаций его структуры и функций в радикально изменившихся условиях после окончания эпохи войн и революций.
В докладе С. А. Красильникова (Институт истории СО РАН, Новосибирский государственный университет) акцентировалось внимание на процессах преемственности и разрывов как в самой интеллектуальной деятельности групп специалистов в 1920–1930-е гг., так и в политике партийного государства в отношении данной общности. Автор предложил рассматривать оба обозначенных выше аспекта через бинарную оппозицию, выраженную в действии разнонаправленных процессов как в направлении развития и наращивания интеллектуального потенциала, так и в направлении его растраты и уничтожения, выделив феномен интеллигентофобии в качестве одного из инструментов политики того периода, приведя статистику репрессий в отношении ряда корпоративных групп (военспецы, экономисты, инженеры, аграрники), а также членов АН СССР. В выступлении В. Г. Рыженко (Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского), посвященном жизнедеятельности двух ученых-гуманитариев (историка И. М. Гревса (1860–1941 гг.), а также психолога и педагога М. М. Рубинштейна (1878–1953 гг.)), подтверждалось сохранение в экстремальную эпоху черт преемственности гуманистической традиции ценности человеческой личности и отстаивание механизмов наследования культуры. Доклад новосибирских исследователей А. М. Аблажей (Институт философии и права СО РАН, Новосибирский государственный университет) и Н. Н. Аблажей (Институт истории СО РАН, Новосибирский государственный университет) был посвящен анализу причин, хода и результатов острого конфликта между российской научно-образовательной корпорацией и большевистским руководством вокруг сохранения принципа университетской автономии (1921–1922 гг.) в ходе начавшегося радикального реформирования высшей школы.
В докладе профессоров С. А. Некрылова (Томский государственный университет) и М. В. Грибовского (Томский государственный университет, Центр истории российской науки и научно-технологического развития Российского государственного гуманитарного университета) процессы в научно-образовательной сфере рассмотрены на институциональном уровне путем обращения к опыту трансформаций, протекавших в Томском университете. Внимание уделено поискам встраивания его в новую модель высшей школы, что сопровождалось противоречивыми и конфликтными явлениями (несинхронность динамики процессов пролетаризация студенчества и советизация профессуры и др.). В то же время, в условиях радикальных направлений реформирования вуза томская профессура сумела сохранить черты преемственности поколений в преподавании. В своем докладе В. И. Клисторин (Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН) рассмотрел проблему дискуссий второй половины 1920-х гг. о принципах и методах народнохозяйственного планирования сквозь ракурс идей и судеб видных отечественных экономистов (Н. Д. Кондратьева, В. А. Базарова, В. Г. Громана, С. Г. Струмилина и др.), разработки которых оказались в последующем востребованы мировой практикой планирования. При выявившейся разнице в подходах сталинское руководство поддержало телеологический подход, а идеологи генетического подхода затем были репрессированы. В центре доклада Д. И. Петина (Центр изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области) находилась жизнедеятельность и адаптация в постреволюционной реальности специфической и обширной категории, определяемой государством в плане социально-политического статуса как «бывшие люди», куда относили представителей ранее привилегированных в России сословий. Автор, изучивший механизмы чисток в конце 1920-х гг. в отношении служивших в окружных финансовых отделах Сибири «бывших белогвардейцев», предложил описание коллективного портрета данной дискриминированной группы. П. Е. Добрачев (Новосибирский государственный университет) сделал доклад об интеллигенции в сибирской ссылке 1920-х гг. под углом рассмотрения условий, обеспечивающих преемственность ряда дореволюционных адаптационных практик самоорганизации ссыльных (организация колоний, касс взаимопомощи, общественных организаций помощи ссыльным и т. д.) в обстановке радикально изменившихся государственных репрессивных механизмов на протяжении первой четверти ХХ века.
Вторая сессия включила в себя три доклада, объединенные проблематикой взаимоотношений корпоративных групп ученых с институтами власти в ходе разработки и реализации крупнейших научно-технических проектов послевоенного времени. В выступлении Е. Т. Артемова (Институт истории и археологии УрО РАН) рассматривались дискуссионные и недостаточно изученные аспекты истории советского атомного проекта, в их числе его хронологические рамки, основные этапы и результаты, долгосрочные последствия реализации. В докладе И. А. Крайневой (Институт систем информатики им. А. П. Ершова СО РАН) были проанализированы проекты развития цифровой вычислительной техники в стране в 1948–1991 гг. через раскрытие основных направления государственной научно-технической политики в данной области согласно трем технологическим импульсам – потребности атомного проекта; требование соответствующего технического оснащения управленческих организаций на основе ЭВМ во второй половине 1960-х гг.; усилия по созданию ЭВМ пятого поколения как ответ на «японский вызов» в 1980-е гг. Доклад Н. А. Куперштох (Институт истории СО РАН) посвящен страницам биографии выдающегося отечественного ученого академика Геннадия Викторович Саковича, которому в апреле 2025 г. исполнится 94 года. Под его руководством в НПО «Алтай» (Бийск) впервые в СССР разработаны основы построения смесевых ракетных топлив. Его деятельность в стратегически важной оборонной отрасли всегда сочеталась с созданием технологий, значимых для экономики страны: реанимация угасающих нефтяных скважин, производство получения синтетических алмазов, и ряда других.
Завершающий работу Научных чтений доклад сделал О. А. Донских (Новосибирский государственный университет экономики и управления), в котором в острой полемической форме подверг критике обе существующие дефиниции термина «интеллигенция». По мнению докладчика, саморефлексия интеллигенции своей особой роли и миссии в обществе сопровождалась мифологией и приводила к разрушительным последствиям в ходе ее активного участия в политике (в 1917 г. или в период перестройки).
В целом участниками чтений была отмечена теплая и конструктивная атмосфера, связанная с обращением к творческому наследию В. Л. Соскина в области историко-культурных исследований.
Материалы о В. Л. Соскине и Научных чтениях в СМИ:
1. Открытие Научных чтений. Выступление ректора НГУ М. П. Федорука.
2. Открытие Научных чтений. Выступление заместителя председателя СО РАН С. Р. Сверчкова
3. Открытие Научных чтений. Выступление директора ГИ НГУ А. С. Зуева
4. Открытие Научных чтений. Выступление директора ИИ СО РАН В. М. Рынкова
5. Доклад С. А. Красильникова на открытии Научных чтений
6. Презентация специализированного выпуска электронного научного журнала ИИ СО РАН «Исторический Курьер». Докладчик – Н. Н. Аблажей
7. Презентация книги «В ракурсе личной судьбы историка: к 100-летию со дня рождения профессора Варлена Львовича Соскина» Докладчик – А. Я. Аблеева
8. Выступление М. Д. Моисеенко, внучки В. Л. Соскина
9. М. В. Гусева, дочь В. Л. Соскина, на открытии Научных чтений.
10. Выставка «Жизнь как призвание»
11. Выставка «Жизнь как призвание»
12. Выступление М. В. Грибовского
13. Выступление Н. Н. Аблажей
14. Выступление В. И. Клисторина
15. Выступление Д. И. Петина
16. Выступление П. Е. Добрачева
17. Выступление Е. Т. Артёмова
18. Выступление И. А. Крайневой
19. Выступление Н. А. Куперштох
20. Выступление О. А. Донских
21. Закрытие Научных чтений. Выступление В. А. Миндолина
22. Закрытие Научных чтений. Выступление М. Ю. Шматова
23. Закрытие Научных чтений. Общий снимок.