Практика студентов – важнейший компонент образования высококвалифицированных специалистов, соединяющий теоретическую подготовку и формирование у студентов практических навыков. Такая ориентированность – это тот элемент образовательного процесса в Гуманитарном институте, благодаря которому выпускники отличаются нестандартным мышлением, высоким интеллектуальным уровнем и профессионализмом.
В учебном плане студентов-филологов есть четыре практики. Уникальной является археографическая практика студентов после второго года обучения. В ходе полевой практики студенты изучают памятники письменности XVII–XIX вв. в ежегодных археографических экспедициях по Сибири и Дальнему Востоку. Студенты описывают старопечатные книги, книги гражданской печати XVIII в. и рукописи древнерусской традиции в библиотеке Тобольского государственного музея-заповедника и Тобольском государственном архиве, музеях и архивохранилищах Енисейска, Барнаула, Бийска и др., а также в отделах редких книг ГПНТБ СО РАН и Новосибирской областной библиотеке. И в полевой, и в камеральной работе студенты используют теоретические знания по истории древнерусской литературы, языка и культуры, текстологии, палеографии, кодикологии, лингвотекстологии, истории. В настоящее время НГУ является единственным высшим учебным заведением в России, где сохранилась практика подобного рода у филологов.
Также студенты проходят научно-исследовательскую практику, в ходе которой формируются исследовательские навыки, студенты пишут тезисы и доклады для участия в научных конференциях, курсовую работу 3 курса.
Производственная практика предусматривает участие студентов в подготовке и проведении всемирно известной образовательной акции Тотальный диктант – проверяют работы участников под руководством старших коллег, и тем самым осваивают самые современные тенденции русской орфографии и пунктуации, учатся работать с противоречивыми моментами, оттачивают редакторские навыки.
В ходе преддипломной практики студенты учатся проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; овладевают навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; участвуют в научных дискуссиях, выступают с сообщениями и докладами, устно, письменно и виртуально (размещение в информационных сетях), представляют материалы собственных исследований.