В учебном плане студентов-журналистов НГУ в первый блок дисциплин входят курсы, обеспечивающие общую гуманитарную (а значит, что очень важно именно для журналистов, – гуманистическую) подготовку (история литературы и журналистики, история России и зарубежных стран, история культуры, экономика, социология, политология и др.); курсы, связанные с теорией коммуникации, психологией аудитории (механизмы коммуникативного воздействия СМИ, психология медиа, социология медиа и др.), экономикой СМИ. Они позволяют сформировать необходимый профессиональный социокультурный бэкграунд.
Где бы ни проходили практику наши студенты, в какой сфере медиа ни работали наши выпускники, им необходимы одни и те же базовые навыки – надо уметь рассказывать «историю». Освоение студентами новых жанров журналистики, форм медиакоммуникаций, новых способов получения, обработки и анализа данных (журналистика больших данных, использование контента социальных медиа, основы веб-аналитики, использование искусственного интеллекта, алгоритмов машинного анализа текстов, звука и изображений) проходит в рамках второго блока дисциплин.
Третий блок – технико-технологические курсы, в рамках которых студенты осваивают цифровые инструменты медиа, методы визуализации контента, создания интерактивного контента (тесты, игры, опросы, карты, таймлайны и др.). Это помогают будущим медиакоммуникаторам освоить разные формы презентации контента.
Дисциплины по выбору помогают студентам более глубоко изучить особенности
У каждой специализации есть свои особенности, форматы, инструменты и приемы, которые преподаются успешными в своей области журналистами-практиками.
Большое внимание в рамках и практических, и теоретических курсов уделяется формированию компетенций ставшего уже классическим квартета 4К (критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация).
Полученные навыки закрепляются в процессе работы над собственными проектами в рамках специальных курсов (Профессиональный творческий практикум, Продюсирование теле- и мультимедиапроектов (проекты для Государственного архива Новосибирской области, театра «Глобус»)), в творческих студиях (сайт НГУ, журнал «Место встречи», NSULIFE, студенческое радио «Кактус» и многих других; во время внутрисеместровой, летних учебных и производственных практик. Все студенты-журналисты проходят учебные и производственные практики на реальных медийных площадках, имеют возможность реализовывать собственные медиапроекты в течение всех лет обучения, поэтому выпускники-журналисты отличаются не только высоким уровнем знаний, но и наработанными практическими навыками.
В Учебном центре практической журналистики ребята проходят весь путь создания журналистского продукта: от зарождения идеи до технического воплощения. Наши студенты пользуются не только блокнотом и ручкой как основными журналистскими инструментами, но и сами выступают в роли верстальщиков, фотографов, операторов, монтажеров и звукорежиссеров, умеют пользоваться современными компьютерными программами, которые необходимы для создания полноценного журналистского произведения («Adobe InDesign», «Adobe Photoshop», «Sony Vegas Pro», «Adobe Audition» и др.).
Работы наших студентов, которые они выполняют во время обучения в НГУ, можно посмотреть на сайте.
Современный журналист открыт миру. Процессы глобализации, необходимость работать с иностранными источниками, базами данных, возможность сотрудничать с зарубежными СМИ требуют от современных журналистов знания иностранных языков. Студенты-журналисты изучают английский, немецкий, французский языки в шести семестрах. Группы английского языка есть на каждом курсе, французского и немецкого – чередуются через год.
Научная работа. Новосибирский государственный университет – классический исследовательский вуз. Студенты-журналисты активно включены в научную работу. Уже с первого курса они ежегодно пишут и защищают курсовые работы, выступают на научных и научно-практических конференциях. Ребята могут выбрать тематику, которая им интересна: история публицистики, поэтика и стилистика журналистского текста, риторика в публицистическом и рекламном текстах, журналистика в аспекте проблем семиотики культуры, политической коммуникации. Исследования в области массовых коммуникаций могут быть связаны с особенностями функционирования современных средств массовой коммуникации и различных форм российских и зарубежных медиа, изучением творческих, структурных, социокультурных и политических особенностей различных СМИ.