Вниманию студентов! В соответствии с Положением о внедрении дополнительных элективных модулей (ДЭМ) Гуманитарный институт открывает прием заявок на посещение дополнительных элективных модулей. Курсы доступны для выбора студентами всех направлений ГИ уровня бакалавриата, начиная со 2 курса; всем обучающимся магистратуры и аспирантуры. При успешном прохождении курса и сдаче итоговой аттестации (зачет), дисциплина будет засчитана в качестве факультативной и отражена в приложении к диплому.
Курс состоит из двух частей: вводной и основной.
Во вводном курсе излагаются цели и задачи курса, сообщается о существовании различных видов поэтик, проводится сравнение западной и восточной поэтики.
В основном курсе рассказывается о влиянии китайской литературы и жанровой системы на молодые поэтики Кореи и Японии, исследуется процесс становления поэтологической системы Китая, рассматриваются основные поэтологические трактаты и поэтические жанры. В корейской поэтике рассматривается становление поэтических жанров на корейском и китайском языках, собственно корейские и заимствованные поэтические жанры. В японской поэтике рассматриваются жанры и поэтические приемы, заимствованные из китайской литературы, а также исконно японские жанры и приемы.
Материал излагается системно, начиная с китайской поэтики, затем речь идет о корейской и японской поэтиках, подвергавшихся на протяжении веков китайскому влиянию. В контактной форме проводятся лекции, блиц-опросы по пройденным темам, студенты делают доклады на интересующие их темы. Студенты могут пользоваться базами данных и ресурсами системы Интернет при подготовке докладов.
Аудитория: Курс будет интересен широкому кругу студентов, заинтересованных в изучении восточной литературы и поэтики.
Сложность – начальный уровень, рекомендуется студентам гуманитарных направлений.
Теоретико-методологические принципы изучения восточной философии.
Основы индийской философии: аскетизм, абсолютное уважение к жизни, отрицание насилия. Понятия астики и настики. Общая композиция философских систем, смысл и традиция последовательного изложения. Классические даршаны (йога, веданта). Буддизм как философская система и религия.
Проблема китайского философско-религиозного синкретизма. Рационалистическая этика Конфуция. Гносеологический релятивизм даосов: «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы». Культурно-типологические особенности китайского буддизма.
Основной материал курса, включая теоретические основы и исторический экскурс, излагается на лекциях. Первая половина (16 лекций) посвящены истории индийской философии, вторая половина курса (16 лекций) представляет китайские религиозно-философские учения. На семинарах (8 занятий) разбираются базовые тексты («Бхагавадгита», «Дхаммапада», «И цзин», «Дао дэ цзин» и др.). Формат семинарских занятий предполагает предварительное прочтение и анализ выделенных фрагментов, а затем совместный разбор и свободная дискуссия по ряду вопросов.
Аудитория: Курс будет интересен студентам, интересующимся культурой, философией и религиями Востока, студентам социо-гуманитарных направлений, а также широкому кругу слушателей, интересующимся Восточной цивилизацией.
Сложность – «Средний уровень». Освоение курса требует знаний в области базовых философских понятий и категорий в области гносеологии, онтологии, аксиологии; рекомендовано студентам 3–4 курсов бакалавриата и магистрантам.
История складывания арабо-персидского канона в результате арабских завоеваний региона. Ключевые характеристики канона: доминирование поэтического слова, превалирование героических эпосов, религиозная и мистическая философия. Арабская и персидская поэзия, классики канона: Фирдоуси, Рудаки, Саади, Низами, Хайям. Турецкая литература. Андалузская литература. Периферия арабского канона: литература территорий Азербайджана, Грузии, Армении. Трансформация канона в современных государствах на территории арабского халифата.
Курс включает 16 занятий (32 часа), 14 из которых лекции, на которых последовательно представляются различные составляющие литературного канона. Последние 2 занятия проводятся в форме семинаров, на которых обучающиеся делают небольшие доклады по современным произведениям иранских, турецких, азербайджанских, армянских, грузинских авторов. Список произведений для чтения и анализа предлагается обучающимся в самом начале курса.
Аудитория: Курс будет интересен студентам социо-гуманитарных направлений, студентам, специализирующимся на изучении мировой литературы и культуры, а также широкому кругу обучающихся ввиду обзорного характера курса.
Сложность – «Начальный уровень». Освоение курса требует базовых знаний в истории литературы и истории региона; рекомендовано студентам 2–4 курсов бакалавриата и магистрантам.
По всем вопросам, связанным с записью и посещением ДЭМ, необходимо обращаться к координатору:
Юлия Евгеньевна Климанова,
e-mail: i.klimanova@g.nsu.ru