-
НГУ
-
Гуманитарный институт
-
Студентам
- Запись на дополнительные курсы
Дополнительные элективные модули
Вниманию студентов! В соответствии с Положением о внедрении дополнительных элективных модулей (ДЭМ) Гуманитарный институт открывает прием заявок на посещение дополнительных элективных модулей. Курсы доступны для выбора студентами всех направлений ГИ уровня бакалавриата, начиная со 2 курса; всем обучающимся магистратуры и аспирантуры. При успешном прохождении курса и сдаче итоговой аттестации (зачет), дисциплина будет засчитана в качестве факультативной и отражена в приложении к диплому.
Запись на курсы закрывается 2.02 в 23:59:59.
Список курсов на 1 семестр
1. История европейской культуры: культура Нового и Новейшего времени
Лектор: канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории ГИ Журавлев Александр Викторович.
Новое время – это период складывания основных идеологических, философских, религиозных и эстетических установок и тенденций современного общества. Методологической предпосылкой курса является представление о культуре как об интегральном целом, отражающим и определяющим направление развития различных сфер жизни общества. Различные культурные артефакты трактуются поэтому как «аналогические», то есть имеющие единое происхождение с явлениями экономической, социальной, политической и религиозной сферы жизни общества. Особый акцент будет сделан на анализе визуальной культуры раннего периода становления буржуазного общества в европейских странах и на процессе идеологического сопровождения этой трансформации
Лекции (32 часа)
Тема 1. Европейская культура к началу нового времени.
Тема 2. Культура эпохи Возрождения в Италии.
Тема 3. Позднее возрождение в странах Европы
Тема 4. Культура католической Европы в эпоху контрреформации.
Тема 5. Европейская культура XVII в.
Тема 6. Культура Европы в эпоху Просвещения.
Тема 7. Культура Европы в эпоху романтизма.
Тема 8. Культура Европы в эпоху промышленного переворота.
Тема 9. Европейская культура на рубеже XIX–XX вв. Модернизм в культуре.
Тема 10. Основные тенденции в развитии европейской культуры к середине XX в.
Аудитория:
Целевая аудитория – студенты 3-го курса (академический бакалавриат), обучающиеся по направлению «История». Также курс будет интересен широкому кругу слушателей, интересующихся историей европейской культуры, становлением идейно-эстетического мировоззрения современного общества. Курс рассчитан на студентов различных гуманитарных специальностей.
Сложность – «Средний уровень»
Освоение курса требует знаний по истории Средних веков и Нового времени Европы в объеме средней школы; желательно также знакомство с курсом «История европейской культуры: Культура древности и средних веков»
2. История отечественной культуры XX в.
Лектор: д-р ист. наук, профессор кафедры отечественной истории ГИ Красильников Сергей Александрович.
Отечественная культура – сложнейший социальный институт, исторический феномен и форма «сохранения» эпохи «для потомков». Она обладает специфическими и динамично именяющимися механизмами саморазвития, акторами (творческая интеллигенция, «культурные» и активные представители самых разных социальных общностей) и ценностными системами. В «коротком» (по словам Э. Хобсбаума), но бурном ХХ в. культура претерпела глубочайшие трансформации, вызванные воздействием на неё экстремальных политических факторов первой половины века (влияние мировых войн, внутренних революций, утверждение режима тоталитарного типа, его эволюция и практики поиска истины в его условиях). Проблемное поле дисциплины включает в себя следующие направления:
- Преемственность и разрывы культурных процессов в постреволюционную эпоху;
- «Расколотая» культура (Русское зарубежье): проблемы межкультурной коммуникации в обособленных, зачастую закрытых социальных системах;
- Формирование «управляемой культуры» мобилизационного типа: генезис, проблемы и историческое значение «менеджмента культуры»;
- «Маяки» и «маргиналы» «соцреализма»: системы поощрений и наказаний – культура как социальный лифт и маркер идентичности;
- «Иное» в культуре советской эпохи: контр- и субкультуры;
- Эпоха в её «остатках»: вещи и символы как источник исторических знаний;
- Текст и визуальный образ: идеи, психология и практики эпохи сквозь призму её элитарного и массового творчества;
- Человек внутри истории: урбанистические, информационные и идейные пространства советской культуры, их эволюция и место в современности.
Курс выстроен в парадигме социальной истории отечественной культуры, рассматривающей условия и результаты взаимодействия «мира культуры» с «миром власти».
Корпоративные и индивидуальные поведенческие стратегии и практики творческой интеллигенции изучаются в диапазоне позиций от сотрудничества, адаптации и конформизма до форм интеллектуального протеста.
Приоритет отдан освещению жизнедеятельности определявших ход модернизационных процессов ХХ в. корпоративных групп интеллигенции: учёные, деятели СМИ, литераторы, технические специалисты, медики. Разбираются методы и технология работы с первоисточниками (художественные и музыкальные произведения, пресса, аудио/визуальные источники, архитектурные и скульптурные композиции, вещественные источники: предметы быта, техника, игрушки и др.).
Лекции (32 часа)
Тема 1. Культура и социум в условиях модернизационного перелома рубежа XIX–XX вв.
Тема 2. Воюющая культура (1914–1921 гг.). Россия в эпоху войн и революций.
Тема 3. Политика и культура в 1920-е гг.
Тема 4. Культурное обеспечение утверждения тоталитарной системы (1930-е гг.).
Тема 5. Культурные процессы в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941 – середина 1950-х гг).
Тема 6. Культурная «оттепель». Политика и культура между ХХ съездом и 1968 г.
Тема 7. Отечественная культура и интеллигенция в конце 1960-х – начале 1990-х гг.
Тема 8. Культура в постсоветское время: преемственности и разрывы.
Аудитория:
Целевая аудитория – студенты 3-го курса (академический бакалавриат), обучающиеся по направлению «История». Также курс будет интересен широкому кругу слушателей, интересующихся историей отечественной культуры, взаимоотношениями власти и интеллигенции в советский период. Курс рассчитан на интерес к нему студентов гуманитарных специальностей – историков, журналистов, лингвистов, филологов.
Сложность – «Средний уровень»
Освоение курса требует знаний по истории России в объеме средней школы; желательно также прослушать курс «История отечественной культуры X–XIX вв.»
3. Литература стран Дальнего Востока (Япония)
Лектор: канд. филол. наук, доцент кафедры востоковедения ГИ Малинина Елизавета Евгеньевна.
Курс «Литература стран Дальнего Востока (Япония)» построен по хронологическому принципу. История литературы и драматургии Японии рассматривается в широком историко-культурном контексте, в нерасторжимом единстве со всей духовной атмосферой страны, в тесном взаимодействии с другими видами традиционного японского искусства. Важен в структуре курса сравнительно-исторический, сопоставительный аспект, стремление представить явления японской словесности в контексте мирового литературного процесса.
Модуль 1. Мифопоэтическая основа развития японской литературы. Начало национального литературного творчества.
Модуль 2. «Золотой век» японской средневековой литературы. Эпоха Хэйан (794-1185 гг.).
Модуль 3. Литература эпохи Камакура (XII-XIV вв.) и Муромати (XTV-XVI вв.).
Модуль 4. Литература XVII в.: традиции и инновации.
Модуль 5. Литература XVIII - начала XIX вв.
Модуль 6. Литература второй половины XIX - первой половины XX вв.
Модуль 7. Литература второй половины XX в. Новые тенденции в современной японской литературе
Аудитория: Курс будет интересен студентам самых разных направлений, в том числе студентам-филологам, а также широкому кругу слушателей.
Сложность - «Средний уровень» «Продвинутый уровень». Рекомендовано студентам разных курсов и направлений
4. Искусство стран Дальнего Востока (Япония)
Лектор: канд. филол. наук, доцент кафедры востоковедения ГИ Малинина Елизавета Евгеньевна.
Материал лекций построен по хронологическому принципу. Диапазон тем и проблем, предложенных для обсуждения, широк и охватывает огромный временной отрезок с древнейших времен (VII в.) до XX столетия. История театрального, изобразительного, прикладного искусства, скульптуры, архитектуры Японии рассматривается в широком социально-историческом и историко-культурном контексте, в нерасторжимом единстве со всей духовной атмосферой страны, её религиозной жизнью, а также в тесном взаимодействии с другими видами традиционного японского искусства. Изучение духовной культуры Японии, самого образа жизни японцев в движении эпох даёт возможность подняться до важных философских обобщений, дающих представление о специфике дальневосточного образа мышления, особенностях японской эстетической системы. Лекционный материал богато иллюстрирован, основан главным образом на многочисленных японских источниках, а также на собственных исследованиях и впечатлениях преподавателя от неоднократного и длительного пребывания в странах Дальнего Востока.
Аудитория: представленный курс будет интересен самому широкому кругу слушателей; тем, кому интересен Восток, уникальность и самобытность японского видения мира.
Сложность - «Средний уровень» и «Продвинутый уровень», рекомендовано студентам 2-4 курсов разных факультетов.
Как записаться на курс(ы)
Шаг
1
Подача заявки в электронной форме
Заявку в
гугл-форме необходимо подать до 23:59:59 2 февраля 2025 года.
В начале семестра будет опубликовано расписание курсов.
Шаг
2
Подача заявления в письменной форме
После того, как Вы посетите несколько занятий и окончательно определитесь, готовы ли Вы осваивать курс и сдавать итоговую аттестацию, необходимо письменно заполнить заявление (скачайте
шаблон заявления) и отдать его в к. 1335.
По всем вопросам, связанным с записью и посещением ДЭМ, необходимо обращаться к координатору:
Юлия Евгеньевна Климанова,
тел.: 363-40-17,
e-mail: i.klimanova@g.nsu.ru