Архив курсов 2023/24 уч. года

1 семестр

1.  Современные международные отношения 

Лектор: Куликов Сергей Петрович – доцент кафедры всеобщей истории ГИ НГУ

Язык: русский

В рамках курса обучающиеся получат представление об основных процессах, тенденциях и противоречиях современных международных отношений (конец XX –начало XXI в.). Основные разделы курса:

– академические центры изучения внешнеполитических проблем современности в России и зарубежных странах;
– внешнеполитическая академическая периодика и политическая публицистика;
– информационный потенциал Интернета в сфере международных отношений;
– структура и функции системы международных отношений;
– проблема системности и тенденций развития международных отношений в начале XXI в.;
– государство как ведущий актор СМО и роль великих держав;
– российско-американские отношения и новая холодная война;
– российско-европейские отношения на рубеже XX–XXI в.;
– российско-китайские отношения: достижения и проблемы взаимодействия;
– американо-китайские отношения на современном этапе: предвестник борьбы за мировое лидерство;
– трансатлантические отношения: проблемное союзничество.

2. Основы проектной деятельности

Лектор: Слугина Виктория Александровна – старший преподаватель кафедры отечественной истории ГИ НГУ

Язык: русский

В рамках курса студенты ознакомятся с принципами организационного проектирования и попробуют свои силы в разработке собственных культурно-просветительских, популяризаторских проектов по тематикам гуманитарного знания. Работа над проектами будет вестись в группах, формируемых студентами самостоятельно. Проекты могут предполагать разработку медиаресурсов, туристических маршрутов, профессиональных баз данных, исторических изданий, концепций выставок и организации музеев, планов публичных акций и популяризаторской деятельности, концепций и прототипов специального программного обеспечения и т. п. По итогам проектной деятельности группы представляют свои проекты на публичной защите.

3. Политическая лингвистика

Лектор: Ким Игорь Ефимович – доктор филологических наук, профессор общего и русского языкознания ГИ НГУ

Язык: русский

Курс нацелен на формирование у обучающихся представления о принципах организации политической коммуникации и развития навыков анализа политических текстов. Основные разделы курса:

– общество как феномен и объект лингвистики;
– политика и политическая коммуникация;
– властная коммуникация в теории социолингвистики;
– прямая и опосредованная властная коммуникация, ключевые слова текущего момента;
– социальная семантика;
– власть в русской языковой картине мира и язык власти;
– властное действие и представитель власти в социосемантической модели;
– язык власти в коммуникации «власть – народ».

4. История фарсиязычной литературы

Лектор: Пластун Владимир Никитович – доктор исторических наук, профессор кафедры востоковедения ГИ НГУ;

Дурова Мария Владимировна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры востоковедения ГИ НГУ

Язык: русский

В рамках курса обучающиеся получат представление о возникновении и развитии письменности и художественной словесности на языке фарси и арабском языке. Основные разделы курса:

– понятие «фарсиязычная литература»: общее и особенное в возникновении национальных литератур на языке фарси и арабском языке;
– устное народное творчество, письменность в древне- и среднеперсидских языках («Авеста», учение Заратустр);
– ираноязычные литературы в ранней средневековой традиции иранской литературы и влияние Ислама на её развитие;
– воздействие иранских традиций на арабскую литературу: «винная» поэзия и поэзия назидательно-аскетического содержания;
– «Мусульманский Ренессанс» (IX – X вв.);
– классическая поэзия (Х-ХV вв.): зарождение иранской литературы на фарси (придворная поэзия, Рудаки Самарканди – «Адам поэтов Аджама»)
– эпоха арабской экспансии, переход на арабский шрифт. Три цикла в творческом наследии Рудаки
– Абулькасем Фердоуси и его поэма «Шах-наме»;
– персидская литература второй половины XI – начала XII в.: философское направление в ирано-таджикской поэзии (Ибн Сина (Авиценна), Насир Хосроу, Омар Хайям и др.);
– суфизм и суфийская литература;
– историческая обстановка в Средней Азии и Иране во второй половине XIV в.: поэзия социального протеста;
– появление книгопечатания и развитие нового жанра – дастана;
– национальные традиции в средневековой персидской прозе;
– конституционное движение в Иране (1905–1911 гг.) и литература;
– художественная литература в 1950-е – 1960-е гг.: историческая проза, деревенская тема;
– исламская революция и литература: новый реализм, модернизм в новейшей прозе

5. История восточной философии

Лектор: Дурова Мария Владимировна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры востоковедения ГИ НГУ;

Язык: русский

В курсе рассматриваются классические философско-религиозные учения аутентичных традиций Востока периодов древности и средневековья на фоне общего историко-философского процесса в аспекте их культурно-типологической обусловленности. Особое внимание обращается на аксиологические основания философских учений, теоретические и практические цели их появления, влияние на сознание и социальную деятельность современников и последующих поколений людей.

2 семестр

1. История мировых религий

Лектор: Егоров Станислав Егорович – канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории ГИ НГУ

Язык: русский

Содержание курса:
Основная часть данного курса посвящена изучению многочисленных форм религиозного мировоззрения, существовавших в различных культурах на протяжении истории. Помимо этого, в курсе рассматриваются ключевые идеи о сущности феномена религии, существующие в гуманитарных науках. Изучение данных вопросов основано на обращении к наиболее важным научным работам и источникам – сакральным текстам и богословским трудам различных религиозных традиций.

Концептуальной основой курса является феноменологический подход к исследованию истории религий, направленный на постижение сущности тех или иных религиозных идей через признание религиозного опыта их носителей, рассматривающегося в контексте соответствующей традиции. Активно привлекается теоретический и эмпирический материал из антропологии, социологии, философии и богословия.

Освоение курса требует наличия общеисторической эрудиции и знания основных философских концепций; рекомендовано студентам 2-4 курсов направлений «История», «Филология» и «Востоковедение».

2. Лингвокультурология

Лектор: Кутафьева Наталия Витальевна – канд. филол. наук, доцент кафедры востоковедения ГИ НГУ

Язык: русский

Содержание курса:

  1. Новая научная парадигма и место в ней культурологи. Лингвокультурология как междисциплинарная отрасль науки. Соотношение лингвокультурологии и других лингвистических дисциплин. Подходы к изучению языка. Определение культуры. Культура и человек. Проблема взаимоотношения языка – культуры – этноса в историческом аспекте.
  2. Язык и культура. Проблемы взаимодействия. Взаимосвязь языка и культуры на примере русского и китайского, корейского и японского языков. Лингвоментальная модель формирования культуры и ее отражение в языке. Языковая картина мира. Языковая картина мира русских, китайцев, корейцев и японцев. Картина мира как отражение особенностей миропонимания носителей языка. Аксиологичность как основное свойство картины мира; проблема языковедческой интерпретации ценностного компонента национальных картин мира.
  3. Человек в зеркале сравнений, культурологический аспект сравнений. Сравнение как способ представления эмоции и оценки говорящего. Сравнение и образ. Прагматическая функция сравнений. Сравнение и метафора. Специфика сравнений в русском, китайском корейском и японском языках. Характеристика человека на основе сравнений в русском и восточных языках.
  4. Фразеология как объект изучения лингвокультурологии. Лингвокультурный аспект русской фразеологии. Лингвокультурный аспект китайской, корейской и японской фразеологии.
  5. Концепт в лингвокультурологии. Понятие концепта. Способы представления концепта, структура концепта. Основные концепты в китайской, корейской, японской и русской языковых картинах мира. Гештальт в лингвокультурологии.
  6. Символ и метафора как явление языка и культуры. Символ как явление культуры. Представление о символе в разных науках. Образность как важнейшее свойство символа. Символ и метафора. Архетипическая природа символа. Символика в русском, китайском, корейском и японском языках. Метафора как способ представления культуры. Метафоры в русском, китайском, корейском и японском языках.
  7. Существование человека в языке и культуре. Антропоцентрический подход. Человек – носитель национальной ментальности и языка. Коммуникативная модель формирования культуры и ее отражение в языке. Языковая личность. Типы языковой личности в лингвокультурологическом аспекте. Уровни измерения языковой личности. Мужчина и женщина в обществе, языке, культуре. Мужской и женский языки на примере русского, китайского, корейского и японского языков. Невербальное поведение.
Курс будет интересен студентам филологических направлений 2-4 курсов, специализирующимся по широкому кругу проблем, связанных с языком и культурой.

3. Литературы стран Дальнего Востока (Япония)


Лектор: Елизавета Евгеньевна Малинина – канд. филол. наук, доцент кафедры востоковедения ГИ НГУ

Язык: русский

Содержание курса:

Курс «Литература стран Дальнего Востока (Япония)» построен по хронологическому принципу. История литературы и драматургии Японии рассматривается в широком историко-культурном контексте, в нерасторжимом единстве со всей духовной атмосферой страны, в тесном взаимодействии с другими видами традиционного японского искусства. Важен в структуре курса сравнительно-исторический, сопоставительный аспект, стремление представить явления японской словесности в контексте мирового литературного процесса.

Курс будет интересен студентам самых разных направлений, в том числе студентам-филологам, а также широкому кругу слушателей