В 2019 году Механико-математический факультет при поддержке программы повышения международной конкурентоспособности и Математического центра в Академгородке (МЦА) запустил проект «Инженерная школа». Сейчас в ней учатся 33 студента: 18 на профиле «Искусственный интеллект» и 15 на профиле «Прикладной инжиниринг» (направления «Прикладная математика и информатика» и «Механика и математическое моделирование» соответственно).
Ключевая особенность профилей – погружение в инженерную деятельность уже с первого семестра: наравне с классическими для ММФ НГУ, но специально переработанными курсами («Математический анализ», «Высшая алгебра», «Аналитическая геометрия», «Основы дискретной математики», «Логика»), студенты ИШ изучают «Инженерную графику», «Методы решения инженерных задач», «Проектирование мехатронных систем» (занятия по двум последним дисциплинам проходят на базе ИГиЛ СО РАН). Обучение программированию в рамках дисциплин «Основы программирования», «Алгоритмы и структуры данных» проходит с использованием системы, специально разработанной коллективом НГУ для тренировки программистов-олимпиадников.
В связи с ростом сложности инженерных решений и высокими требованиями к компетенциям в сфере IT, «воспитание» высококвалифицированных исследователей, способных выстраивать технологические процессы и работать с инженерией знаний, является приоритетным направлением для успешного развития технологических инициатив Российской Федерации, – комментирует декан ММФ Игорь Владимирович Марчук. – Развитая инфраструктура новосибирского Академгородка позволяет не только привлекать к преподаванию на программе действующих ученых, но и включать студентов в активности, проводимые Академпарком и компаниями – партнерами НГУ, погружая их в среду уже с первого курса. Так, в феврале восемнадцать наших студентов поучаствовали в бизнес-симуляции от Научно-технического центра «Газпром нефти».
Команда проекта «Инженерной школы» не оставляет без внимания и вопросы применяемых в обучении программных средств. На проведенной 13 февраля встрече сотрудников МЦА и ММФ с представителями компании ООО «3В сервис» были обсуждены технологии SimInTech для моделирования, разработки алгоритмов управления и программирования вычислителей.
Реализация проекта потребовала значительных инфраструктурных изменений, которые удалось произвести благодаря поддержке программы ТОП 5-100. Так, для решения задач прототипирования было приобретено 3D-оборудование, включающее 3D-принтеры различных форматов, сканирующее оборудование. Это позволило перекрывать довольно широкий спектр задач. Сами студенты уже во всю начали использовать эти возможности. Приятно осознавать, что это все им пригождается в учебе и творчестве. Оборудована аудитория 0295 для проведения практик, связанных с задачами моделирования и прототипирования, а также индивидуальной работы обучающихся. Дооснащены компьютерный класс (аудитория 4214) и учебные аудитории 5234, 5218», – комментирует администратор и главный наставник студентов программы Михаил Демьянов.
Инженерная школа для меня – это шанс доказать, что мы реально способны спроектировать и реализовать то, что для НГУ кажется на первый взгляд непрофильным, но является стратегически важным. Каждый шанс всегда сопровождается огромной ответственностью. В данном случае мы взяли обязательства перед 30 замечательными студентами. Помню лето – то время, когда мы читали все эссе и мотивационные письма в ходе отбора в школу. Я удивлялась тому, насколько разносторонне одарённые у нас абитуриенты. Возможно, нам не до конца удался баланс занятий в семестре, но ребята – герои. Они смогли приспособиться к нагрузке (в 4 пары с понедельника по пятницу и 3 пары в субботу) и успешно сдать первую сессию. Я очень рада, что преподаю на данной программе и могу узнать студентов получше именно в процессе их деятельности», – комментирует преподаватель логики, заместитель декана ММФ по развитию Анастасия Карпенко.
В 11 классе я наткнулся на сайт Инженерной школы НГУ. Все было красиво расписано, но не было никакой конкретики. Для меня особенным оказалось то, что на базе таких «чистых» математиков пытаются сделать что-то прикладное. Отмечу, что там пообещали развивать soft-skills, которые сейчас помогают в любой сфере, и что будет также ряд дисциплин, направленных на управление бизнесом, после которых будут навыки для открытия собственного дела. После прочтения я написал через форму вопросы. В ответе получил учебный план, который позднее скинул друзьям. В итоге я поступил в ИШ, прихватив с собой нескольких товарищей», - рассказывает Михаил Тютюльников, студент Инженерной школы.
И вот мы окончили первый семестр Инженерной школы. Сложно ли было? Конечно! Кто станет врать?! И ведь не только студентам, но и профессорам. Но стоило ли оно того? Ещё бы! Необычные интересные предметы и уникальные возможности для студентов Инженерной Школы — это лишь малая часть того, ради чего стоит сюда поступать! А сколько интересного ещё впереди! Поступайте - и узнавайте вместе с нами», - комментирует Глеб Герасимович, студент Инженерной школы.