12 мая 2022 года в пятый раз отмечается День женщин в математике

В 2018 году на конференции World Meeting for Women in Mathematics 12 мая объявили всемирным «Днем женщин в математике». В этот день в 1977 году родилась Мариам Мирзахани — иранский и американский математик, ставшая первой женщиной-лауреатом Филдсовской премии за «выдающийся вклад в динамику и геометрию римановых поверхностей и теорию пространств их модулей».

В честь этого праздника мы в трёх интервью рассказываем о том, какие женщины есть на мехмате НГУ. С Днем женщин в математике!

За что вы любите математику?

В школе я часто участвовала в олимпиадах по математике. Для меня подготовка к ним, сам процесс решения задач были как игра. Мне нравилось думать над задачами, искать материалы в Интернете, узнавать еще больше теорем или фактов из математики вне школьной программы, смотреть, как и что связанно между собой. Это весело!

Утюпина.jpg
Варя Утюпина
1 курс ММФ
Что повлияло на ваш выбор при поступлении в Исследовательскую группу фундаментальной математики?

Я давно решила, что хочу заниматься чистой математикой в будущем. Возможно, работать преподавателем. Исследовательская группа — это возможность с первого курса заниматься математикой, т. е. найти научного руководителя, попробовать себя в разных областях и понять, в какой ты в будущем хочешь работать. Например, сейчас у меня есть научный руководитель и задача, над которой мы работаем. Моя курсовая работа связана с  оптимальными замещениями матриц подматрицами. 

Какое напутствие вы могли бы дать девчонкам, которые только думают о поступлении на мехмат?

Математика — очень красивая наука. Не бойтесь. Неважно, девочка вы или мальчик. Если вам нравится математика, если вы хотите ее изучать, открывать что-то новое, то поступайте. У нас в группе треть — девочки. Разные, по-своему интересные девочки, которым нравится математика. В этом нет ничего странного. Я уверена, что мехмат точно примет вас!


Вы помните, когда у вас возник интерес к математике?

Интерес к математике, как и у многих, возник у меня в школе. Уроки алгебры и геометрии всегда были самыми занимательными, а учительница информатики, будучи математиком по образованию, часто вводила нас в экскурс этой науки, давала интересные задачи. И, как неожиданно, вклад в мой будущий выбор направления внесла преподавательница русского и литературы, которая на примере конструкций языка показывала нам, что математический склад ума помогает везде. Так что математика окружала меня повсюду.

Овчинникова.jpg
Лиза Овчинникова
4 курс ММФ
За что вы любите математику? Почему решили развиваться именно в этом направлении?

Математика — очень красивая и многогранная наука. Она затрагивает каждую сферу нашей жизни и помогает принимать сложные решения. Когда начинаешь её изучать, открывать для себя новые математические структуры, пытаешься разбираться в сложных теоремах, то действительно чувствуешь, как твой мозг тренируется и становится сильнее. Её изучение — мощнейший вклад в будущее.

Расскажите о задаче, над которой вы трудитесь для дипломной работы.

Для своей специализации я выбрала кафедру теоретической кибернетики, а темой дипломной работы является одна из задач маршрутизации. Кратко говоря, нужно, применяя эвристические методы, оптимальным образом построить маршруты вертолетов для перемещения людей между морскими платформами, с которых бурят и оборудуют скважины для добычи нефти и газа. Эта задача является реальной и пришла к нам из нефтегазового сектора во Вьетнаме.

Кто из женщин-учёных вас вдохновляет?

На самом деле, каждая женщина — преподавательница или член нашего деканата, которая встретилась мне за 4 курса обучения на ММФ, является источником вдохновения. Считаю, что мне очень повезло встретить таких сильных и выдающихся личностей. Одной из них я могу назвать свою преподавательницу по математическому анализу Елену Александровну Плотникову. Встреча с ней на втором курсе является для меня знаковым событием. Она не только талантливо преподавала мне и моим одногруппникам матанализ, но и всегда поддерживала и не давала сбиться с пути, даже если мы запутывались. Елена Александровна невероятно вдохновляет, заряжает своей энергией и интеллектом, а общение с ней приносит очень много удовольствия и положительных эмоций.

Какое напутствие вы могли бы дать девчонкам, которые только думают о поступлении на мехмат?

Ничего и никого не бояться, верить в себя и никогда не сдаваться.


Расскажите, пожалуйста, о вашем пути к математике. Какой опыт и люди оказали на вас особое влияние?

Я окончила Гимназию №4 г. Новосибирска. Когда я училась в третьем классе, к нам пришла вести математический кружок учитель старших классов, Вера Николаевна Полевцева. У нее было много занятных задач олимпиадного уровня для 5–11 классов; некоторые из них были доступны и для учеников моего класса. Конечно, было интересно как попробовать свои силы в решении таких нестандартных задач, так и понять логику решения отдельных классов задач. Затем, начиная с пятого класса, я участвовала в олимпиадах районного и областного уровня, и на областных удалось занять 5 раз первое место. После 9 класса часть учеников перераспределили по направлениям (гуманитарное, естественное, физико-математическое), и наш класс попал к замечательному учителю Михаилу Егоровичу Ивакину. В 10–11 классе я готовилась поступать на Механико-математический факультет НГУ, и мне, как и ещё нескольким одноклассникам, удалось поступить досрочно именно благодаря его подготовке и умению заинтересовать любой математической темой.

Во время учебы в НГУ меня привлекли лекции Сергея Константиновича Водопьянова по математическому анализу. На них студенты были не просто слушателями: частенько нужно было отвечать на вопросы по теме лекций (тут не заскучаешь!); кроме того, впечатлило, что изложение большой части материала было авторским. Скажу честно, сначала, конечно, такой стиль слегка шокировал, но потом, как говорят, удалось втянуться. Особенно заинтересовал материал по геометрической теории меры. По нему же Сергей Константинович читал спецкурс, где тоже предлагались интересные задачи. В начале третьего курса я получила первую исследовательскую задачу: «напрямую» установить аналог дифференцируемости для классов отображений, определенных на измеримых множествах, и принимающих значения в метрическом пространстве. Это мне, пусть и не сразу, но удалось. Хотя от возможной перспективы, что решение теоретически может затянуться на месяцы, сначала было как-то не по себе. Потом Сергей Константинович предложил мне развить тему моих исследований, и уже были установлены формулы геометрической теории меры для широких классов отображений на пространствах общей природы; кроме того, мною были поставлены и решены новые задачи, возникшие именно в связи со спецификой изучаемых пространств. По установленным результатам я защитила кандидатскую диссертацию в год окончания университета; в аспирантуре пробыла полтора месяца.

Карманова.jpg
Мария Карманова
д.ф.-м.н., выпускница ММФ, ведущий исследователь
Можете ли вы описать свое исследование в доступных терминах? Есть ли у него применение в других областях?

В настоящее время я изучаю субримановы и сублоренцевы структуры. Если объяснять совсем схематично, «на пальцах», что такое самая простая субриманова структура, то можно представить трехмерное пространство с тремя базисными векторными полями, где вдоль третьего поля двигаться нельзя, а двигаться можно только по кривым, касательные векторы к которым лежат в линейной оболочке первых двух. При этом, если за время t вдоль первых двух полей пройденное расстояние сравнимо с t, то расстояние, пройденное по кривой, которая "заменяет" движение вдоль третьего поля, будет корень из t, то есть, несравнимо больше (здесь мы считаем, что t<1). Из прикладных областей такие структуры возникают, например, в нейробиологии: в начале 2000-х группой итальянских исследователей было установлено, то принцип, по которому человеческий мозг достраивает отсутствующую часть изображения, основан на минимальных с точки зрения субримановой геометрии поверхностях. Кроме того, не так давно в работе R. Montgomery было описано, как происходит переворот кошки, падающей спинкой вниз, на лапы. Оказалось, что и там не обошлось без субримановой геометрии! По исследованиям структур субримановой геометрии я защитила докторскую диссертацию «Метрические аспекты пространств Карно - Каратеодори и применения». Сублоренцевы структуры — это субриманов вариант геометрии Минковского, которая, в свою очередь, является одной из интерпретаций специальной теории относительности.

Какой совет вы бы дали непрофессионалам, которые хотели бы узнать больше о математике — что это такое, какова ее роль в нашем обществе и так далее? Что они должны прочитать? Как они должны действовать дальше?

Советы давать сложно. Что могу сказать, — очень важно, чтобы выбранная тема исследований была интересной. И, думаю, не менее важно не бояться решать открытые вопросы.

Пожалуйста, расскажите нам о вещах, которые вам нравятся, когда вы не занимаетесь математикой.

Помимо основной работы, я с 2009 года занимаюсь восстановлением самолёта Ту-104А, который находится на аэродроме Бердск-Центральный. Его перегнали из Толмачево в 1978 году по инициативе Валерия Михайловича Рыцарева, который возрождал планерный клуб и создавал юношескую планерную школу. Сам он работал в Институте теоретической и прикладной механики, занимался исследованиями в области аэродинамики. После перелёта этот самолёт был учебным классом, а также частью музея под открытым небом. Но в 1990-е кабину самолета разграбили, много что из оборудования вынесли. Я попала туда на небольшую экскурсию в 2009 году, и посчитала, что несправедливо, что самолет с такой необычной историей (вообще, Ту-104 был первым пассажирским реактивным самолетом в нашей стране, плюс история с посадкой на грунтовую полосу Бердска тоже необычная) оказался в таком состоянии, и решила его восстановить. Сейчас у нас образовался небольшой коллектив единомышленников, и по выходным в теплое время года мы там работаем. Кабина теперь восстановлена на 90–95%, работы проводятся и в салоне. Могу добавить, что этот самолет и я попали в документальный фильм из серии «Легендарные самолеты» («Ту-104. Турбулентность ясного неба»). Кроме того, проект восстановления неоднократно появлялся и в СМИ, от местных до федеральных (Первый канал и др.) и международных (CNN.com, Jetgala и др.). В декабре 2021 года я была спикером TEDxNovosibirsk с материалом про Ту-104.


Карманова2.jpg