В Фонде Потанина подвели итоги грантового конкурса для преподавателей 2023-2024 гг. Среди победителей — пять преподавателей НГУ, в числе которых профессор кафедры дифференциальных уравнений Механик-математического факультета Инесса Матвеева с проектом «Разработка курса по дифференциальным уравнениям для магистрантов, являющихся гражданами других государств».
В этом году конкурс проводился в обновленном формате: оценивался редизайн курсов, магистерских программ, методов и технологий преподавания, разработанных ранее как при поддержке Фонда, так и вузами самостоятельно. Причиной послужил запрос на редизайн образовательных продуктов, который сформировался в настоящее время внутри вузов. Организаторы конкурса отметили, что многие проекты, заявленные на конкурс, были отмечены экспертами как примеры качественной переработки разработанных ранее инициатив.
Победители грантового конкурса получат грант в размере до 500 тысяч рублей. Срок реализации проектов составляет 12 месяцев.
— Необходимость в изменениях («редизайн») учебных программ и курсов обусловлена различными факторами, и в быстро меняющемся мире нужно реагировать своевременно. Поэтому, на мой взгляд, внесение актуальных изменений является важной частью работы педагога.
Моя заявка направлена на разработку курса по дифференциальным уравнениям для магистрантов, являющихся гражданами других государств. Необходимость разработки такого курса возникла в последние в годы в связи с возрастающим притоком иностранных студентов в магистратуру механико-математического факультета Новосибирского государственного университета (ММФ НГУ). В процессе обучения у магистрантов выявились пробелы в образовании, которые были связаны с существенными различиями в программах университетов других государств. Как следствие, многие магистранты из других государств начали отставать от российских студентов, не могли освоить основные и специальные курсы, читаемые в магистратуре ММФ НГУ.
Первые попытки решения возникшей проблемы были связаны с направлением таких магистрантов к российским студентам для освоения соответствующей дисциплины бакалавриата. Однако этот опыт был признан неудачным, поскольку магистранты оказались оторваны от своего коллектива, чувствовали себя изолированными и плохо осваивали новый материал. Следующим этапом стали формирование отдельной группы для таких магистрантов, а также попытка адаптировать курс под конкретный состав. Этот опыт был признан успешным, магистранты лучше осваивали основной материал и использовали его при изучении других дисциплин. Перечисленные обстоятельства связаны непосредственно с моим личным опытом, поскольку в течение последних двух лет я читала лекции и вела семинарские занятия по дифференциальным уравнениям для российских студентов бакалавриата, для магистрантов, являющихся гражданами других государств, а также интенсивный курс по дифференциальным уравнениям для студентов из КНР. При разработке курса будут учтены отличия в программах университетов зарубежных государств для того, чтобы магистранты могли не только ликвидировать пробелы в базовом образовании, а также освоить современные методы исследования, необходимые для успешной образовательной и научной деятельности.
Реализация проекта позволит глубже познакомиться с учебными программами по дифференциальным уравнениям в различных зарубежных университетах и наладить взаимодействие с коллегами из других стран. Разработка указанного курса позволит повысить уровень образования магистрантов из других государств, их способность осваивать другие образовательные дисциплины и проводить научные исследования. «Выигрыш» НГУ будет состоять не только в увеличении квалифицированных специалистов, но и в укреплении международных связей. — рассказывает Инесса Изотовна.