В воскресенье, 21 января, исполняется 55 лет со дня первой лекции в Специализированном учебно-научном центре (СУНЦ) НГУ (до 1988 года — ФМШ НГУ). Первая в мире физматшкола для одаренных детей открылась лекцией выдающегося советского ученого — 55 лет спустя юбилейную лекцию для школьников прочитают известные ученые и бизнесмены, которые в 1963 году были в числе первых учеников ФМШ.
Школа-интернат была создана по инициативе основателя новосибирского Академгородка, академика Михаила Лаврентьева, чтобы обучать одаренных детей из разных регионов страны в среде, где они могут наиболее полно развивать свои способности. СУНЦ НГУ с углубленным изучением естественно-научных предметов для учеников 9–11 классов входит в структуру Новосибирского госуниверситета с 1960-х годов.
Датой открытия школы считается 23 августа 1963 года: в этот день вышло соответствующее постановление правительства СССР, и именно в августе СУНЦ будет праздновать свой юбилей. Фактически же первые ученики ФМШ НГУ первыми в стране сели за парты за 7 месяцев до этой даты — 21 января 1963 года. В этот день первую лекцию для школьников прочитал в Институте геологии член-корреспондент АН СССР Алексей Ляпунов. Первыми учениками двух девятых и двух десятых классов стали 119 школьников.
21 января юбилейную лекцию-встречу для 545 учеников СУНЦ и всех желающих проведут первые выпускники физматшколы — ученые и бизнесмены, которые в 1963 году слушали выступление Алексея Андреевича Ляпунова. Это зав. лабораторией в ИЯФ СО РАН, академик РАН Василий Пархомчук, главный научный сотрудник Физического института им. П. Н. Лебедева РАН (ФИАН) академик РАН Евгений Кузнецов и известный бизнесмен, чл.-корр. РАЕН Геннадий Фридман.
Выпускники ФМШ расскажут сегодняшним школьникам о том, как появилась физматшкола и какой она была более полувека назад. Также они поделятся собственными историями о том, как учеба в новосибирской физматшколе помогает найти свое призвание и построить карьеру в науке и бизнесе.
Физматшкола, Академгородок — необычные явления для Советского Союза того времени. Тогда все было необычно. И даже физматшкола смогла возникнуть необычным образом — полузаконно, за семь месяцев до официального постановления правительства. Это полностью отвечало духу Академгородка. Те, кто собрались в физматшколе, и те, кто с ними работал, — все были необычными. Это были замечательные ученые. Наши учителя нас уважали, к нам обращались на «Вы». Более того: наши учителя предполагали, что эти школьники все могут, поэтому науку не адаптировали под нас. Мы и грызли ее часов по 12 в день, а кто и больше, — говорит Геннадий Фридман. — Дух этой научной свободы и взаимного уважения остался с нами навсегда. Мне много чем пришлось заниматься в жизни. И все мои успехи и в политике, и в бизнесе — это результат учебы в физматшколе, результат того системного подхода к жизни и к науке, который заложили в нас наши учителя.