Выпускница отделения социологии Экономического факультета НГУ Елизавета Печковская под руководством заведующей кафедрой общей социологии ЭФ НГУ Татьяны Богомоловой изучила принципы сегрегации жилого пространства и огораживания на примере зон Академгородка и выяснила, какие причины побуждают новосибирцев оставаться «по разные стороны» заборов.
Исследование вошло в список лучших по итогам конкурса студенческих исследовательских работ в области социологии 2016–2017 «Дипломник года», ежегодно проводящегося ВЦИОМ.
— Наше исследование заключалось в выявлении и описании проявления социальной сегрегации на территории конкретного городского района, — рассказывает Елизавета Печковская. — Мы решили не фокусироваться на всех возможных способах сегрегации и рассматривали частный случай сегрегации — огораживание. Также в работе огораживание рассматривается как способ «приватизации» придомовой территории.
В рамках исследования социологи изучали придомовую территорию Академгородка: в Верхней зоне и микрорайонах «Щ» и «Д».
Сбор и анализ данных проводился в несколько этапов. Сначала социологи выделили дома с четырьмя различными степенями «приватизации» придомовой территории, затем они составили карту домов с различными степенями «приватизации» придомовой территории. На заключительном этапе автор исследования провела глубинные интервью с жителями домов «Верхней зоны», «Щ» и «Д». Информанты выбирались из домов с различной степенью «приватизации» придомовой территории.
Помимо этого, Елизавета Печковская обратилась к опыту иностранных специалистов и провела подробный анализ литературы.
— Теория, необходимая для исследования, была взята полностью из иностранных источников, так как тема огораживания придомовой территории фактически не изучается в России. Есть только один новосибирский исследователь, который занимается огораживанием в Новосибирске. Но Академгородок в его исследованиях не затрагивался. Так что наша работа во многом представляет уникальные результаты.
В рамках исследования социологи рассмотрели такие феномены, как сегрегация жилого пространства, «приватизация» придомовой территории и огораживание.
Они выделили 4 степени «приватизации» придомовой территории: полная, средняя, низкая и нулевая (отсутствующая).
Наблюдение показало, что дома с полной степенью «приватизации» придомовой территории встречаются в микрорайонах «Щ» и «Д», а в Верхней зоне наиболее распространенными являются дома с низкой степенью «приватизации» придомового пространства.
Согласно данным интервью, при приобретении и аренде домов с огороженной территорией опрошенные учитывали комфорт, расположение, безопасность и прочие факторы. При этом наличие придомовой территории (забора, шлагбаума, парковки и детской площадки) является одним из основных мотивов приобретения либо аренды жилья в изучаемых домах.
По словам Елизаветы Печковской, практики огораживания придомовой территории можно объяснить тем, что жители стремятся «обезопасить» себя и свое окружение или сохранить за собой парковочные места.
— Неудивительно, что позитивное отношение к огораживанию встречается чаще у жителей домов с огороженной придомовой территорией, чем у жителей домов с отсутствующей степенью «приватизации» придомового пространства. В целом можно сказать, что люди из-за забора и «по ту сторону» не видят особых различий между собой. Полученные данные, возможно, объясняются тем, что огороженная придомовая территория на данный момент — точечная застройка. И люди пока что не ощутили в полной мере дискомфорта, неудобства заборов.
Выпускница НГУ попробовала отследить динамику жилищной сегрегации Академгородка. В Академгородке советского периода жилищная сегрегация присутствовала в латентной форме: на территории коттеджей, в которых проживали академики.
— Вокруг сообщества академиков не было одного большого забора, отделявшего их от всех остальных жителей, но территориально они были удалены от других микрорайонов и «спрятаны» среди зеленой зоны, — отмечает социолог.
— Можно говорить о том, что территория Академгородка (не считая зоны проживания академиков) стала сегрегироваться новым образом: новостройки, а также старые дома в том или ином направлении двигаются к «приватизации» придомовой территории, — считает автор исследования. — Наша работа заинтересовала строительную компанию Новосибирска. Благодаря проведенному анализу литературы и нашему исследованию мы попытались ответить на вопрос компании: «Почему одни дома застройщика пользуются спросом, а другие нет?».