Ксения Луговская, студентка 4 курса Гуманитарного института НГУ (отделение журналистики) сняла фильм «Terra Nostra» о сотрудничестве русских и французских геологов.
Съемки шли полгода, еще три месяца потребовалось на монтаж. «В сентябре 2016-январе 2017 года я училась в Университете региона Савойя, но задания из НГУ делать нужно было. На специализации «телевидение» отделения журналистики мы каждый семестр снимаем короткометражный документальный фильм, а у меня давно зрела идея проекта о русской эмиграции. Но не хотелось брать какую-то затертую до дыр тему. Я поделилась своей идеей с директором Французского центра НГУ Мишель Дебренн, и она сказала мне: «Знаешь, моя мама ― геолог, и у нее всегда были коллеги с фамилиями на -офф: «Семенофф, Меньшикофф». И русских вообще много во французской геологии. А как и почему ― непонятно. Не хочешь ли заняться этим?» ― рассказала Ксения Луговская о том, как появилась идея фильма.
В процессе работы первоначальная идея трансформировалась, и получилась история не просто о русских геологах во Франции, но в принципе о невероятном космополитизме, открытости этой профессии. Съемки, интервью и монтаж Ксения проводила самостоятельно ― найти технических помощников за границей было непросто, да и такой задачи у нее не стояло.
«В работе мне очень помогали сотрудники парижского Музея естественной истории, Высшей национальной геологической школы города Нанси, а со стороны Академгородка ― сотрудники Института нефтегазовой геологии и геофизики. Вообще, особенно на финальном этапе работы, мне так или иначе помогали много людей, даже совсем незнакомых, и такая отзывчивость очень вдохновляла», ― говорит автор фильма.
Историю сотрудничества геологов России и Франции рассказывает в основном 85-летняя Франсуаза Дебренн, которая активно работала с Инной Журавлевой из новосибирского Академгородка в советские времена. Съемки проходили в Париже, в его пригороде и в Новосибирске. Фильм идет на французском языке с русскими субтитрами.
«Еще с 1930-х годов, после первых волн эмиграции, русские ученые, геологи, стали работать во Франции, и когда героиня моего фильма, ФрансуазаДебренн, начала свою карьеру в 1950-е годы, эти эмигранты были уже авторитетными специалистами за рубежом. Но как сказала в интервью Франсуаза, «мы ощущаем себя геологом больше, чем французом, русским, англичанином и т.д.» Во время съемок и постпродакшена (на это ушло около 9 месяцев), мне удавалось объединить вокруг своей работы настолько разных людей и национальностей, что я бы дополнила мысль Франсуазы: мне бы хотелось,чтобы мы чувствовали себя людьми, больше чем французом, русским и т.д.» ― отметила Ксения Луговская.