Павел Сорокин занимается развитием партнерства с университетами и проектов в этих партнерствах. Как эксперт Павел понимает потребности компании, то есть целевой аудитории, что она хочет услышать, увидеть, получить, и ориентирует в этом университет, мотивирует его к тому, чтобы меняться, трансформироваться, создавать что-то новое. Чтобы совместные проекты появлялись и росли, представитель НТЦ «Газпром нефти» решил поделиться своими лайфхаками и советами по старту карьеры в компании со студентами Новосибирского государственного университета.
— Вуз – это уникальная единица, в которой одновременно существует как возможность реализовывать технологические проекты или услуги в виде инженерного или лабораторного сервиса, так и возможность подготовки кадров, которой нет ни у одной подрядной компании. Синтез того, что мы можем реализовывать ценностные для нас технологические и исследовательские проекты, и на них подготавливать сотрудников на реальных кейсах, вовлекая ребят в наши бизнес-процессы – это уникальное сочетание, которое мы можем получить, только сотрудничая с университетами. У нас реально очень много одаренных студентов, которым просто нужны инструменты. И тогда всем будет хорошо: им, потому что это их будущее, и нам – потому что это возможность правильно использовать потенциал, — объяснил Павел.
Если студент или выпускник вуза хочет работать в «Газпром нефти», то в начале ему нужно попасть в поле зрения компании, считает Сорокин. Сделать это можно с помощью конкурсов и мероприятий, которые являются ситом для отбора лучших. Например, олимпиада «Я – профессионал», «PetroCup» – олимпиада по разработке месторождений, летняя и зимняя школы в НГУ «GeoHack School» и многие другие активности.
— Представьте ситуацию со стороны компании: есть огромное озеро талантов, где нужно идентифицировать самых лучших или замотивированных – тех, с кем мы можем сотрудничать. Поэтому мы используем определенные инструменты, которые нам позволяют выявить, с кем нам вести работу, — прокомментировал эксперт.
Совет 2. Продолжать углублять знания в магистратуре
По словам Павла, бакалавры могут трудоустроиться и в компанию, и в научно-образовательные центры при университетах, которые в некотором смысле являются одной из ступеней для бесшовного перехода от учебы к работе в “Газпром нефти». Однако таких случаев мало, потому что зачастую бакалавриат – это скорее этап предподготовки к работе, и для решения тех задач, которые стоят перед компанией, приоритет отдается студентам с уровнем магистратуры.
При НОЦ открыты партнерские магистерские программы, которые как раз и обучают вчерашних бакалавров необходимым навыкам и погружают в контекст работы компании независимо от того, по какому профилю студенты учились раньше. При этом при отборе на магистратуру предпочтение отдается сильнейшим по итогам собеседования, общего отбора и сдачи экзаменов.
— Магистратура – это уже целевая работа, мы магистра видим как не потенциального сотрудника, а фактического, кто уже будет нам давать нужный результат. Поэтому программы «Газпром нефти» выстроены так, что после первого семестра человек уже может создавать реальную ценность для компании, работать в проектах, трудоустраиваться в НОЦ, зарплату получать, — добавил Сорокин.
Совет 3. Начать работать над проектами со студенческой скамьи
Еще один вариант попасть в компанию – сначала трудоустроиться в научно-образовательный центр при университете. По мнению эксперта компании, НОЦ является агрегатором талантов: помимо мотивации, претендент должен показать свой компетентный профиль, поскольку в дальнейшем он в качестве сотрудника будет работать над реальными задачами компании.
— «Газпром нефть» формирует понятную и взаимовыгодную схему сотрудничества между студентом и компанией. У нас созданы четкие договорные взаимоотношения между университетом и «Газпром нефтью», а также простой механизм трудоустройства студента в наши совместные научно-образовательные центры (НОЦ) – организационные единицы вуза, являющиеся исполнителем наших заказов. При размещении заказа НОЦ открывает вакансию, трудоустраивает человека, который затем реализует для нас продукт или оказывает услугу. И студент может быть уверен, что, трудоустраиваясь в научно-образовательный центр, он это делает по стандартам и системе требований компании, а еще проходит обучение на совместных магистерских программах по нашим материалам, с лекциями от наших экспертов и преподавателей, а также работает по бизнес-процессам «Газпром нефти», поэтому дальнейший переход обучающегося в компанию бесшовен, — добавил Сорокин.
Но можно и не уходить из НОЦ непосредственно в компанию, а остаться в университете. Этот вариант подойдет тем, кто любит науку и, например, хочет проводить лабораторные эксперименты, писать научные статьи. Продолжать работу можно и в профильных молодежных лабораториях НГУ. Например, решать задачи по разработке отечественного ПО для обработки сейсмических данных или технологий матмоделирования систем разработки нефтяных и газовых месторождений.
Совет 4. Пробовать себя в сфере, даже если ваш профиль – не нефтегаз
Хотя деятельность компании касается нефтегазовой отрасли, для работы над задачами нужны не только выпускники отраслевых университетов, но также специалисты и из других областей знания: физики, математики, химии и т.д. Возможность найти свое место в компании зависит от того, на какое дочернее общество ориентируется человек, какой функционал ему интересен.
— Например, для новых технологий и направления технологической трансформации развития особенно важны ребята с базовым фундаментальным образованием: физика, математика, химия – именно бакалавриат. Тут одна из ключевых особенностей – это широта мышления, которая базируется на понимании именно физических фундаментальных основ разработки месторождений, добычи и так далее. Наши магистерские программы адаптированы под разный профиль ребят. Мы знаем, как физика или математика погрузить в нефтегазовую отрасль, как помочь расширить восприятие в части фундаментального взгляда на свою деятельность, — объяснил Павел Сорокин.
Совет 5. Использовать студенчество на максимум
Эксперт подчеркнул, что студенчество – это суперважный этап в жизни каждого молодого человека. Именно в это время есть большая внутренняя энергия, которую необходимо направить в правильное русло, перераспределить для освоения полезных навыков.
Первое, во что по мнению Павла Сорокина стоит вкладываться, – это системное мышление. Любая работа – это всегда большое количество данных, линий взаимодействия, и это все необходимо увязывать в голове, собирать из этого разные картинки, как из пазлов.
— Важно видеть каждое отдельное событие, человека, компетенцию как некий элемент с определенными значениями, который может компоноваться в разных схемах и комбинациях. Нужно смотреть на это в целом: если ты поменял один элемент, то будет казаться, что в этой точке все становится более устойчивым, но вся конструкция будет шатающейся, — объяснил эксперт.
Второй важный компонент успешной самореализации – нетворкинг. Именно в период студенчества есть возможность развить эмоциональный интеллект, сформировать очень тесные контакты с разными людьми, которые потом, если подходить к вопросу с определенным прагматизмом, можно коммерциализировать. Нужно научиться быть гибким, перестраиваться под каждую конкретную ситуацию, чтобы из общения с любым человеком, даже с которым ваши взгляды не сходятся, извлекать то, что нужно.
Третья черта будущего успешного сотрудника – это внутренняя интенция к любознательности, желанию сделать что-то новое, эксперименту.
— Что я могу посоветовать современному студенту? Быть любознательным, постоянно задавать вопросы, пытаться погрузиться в проблему шире, чем она есть, подобно детям, которые задают вопросы «Почему? Зачем?». Все время пытаться выстраивать контакт с новыми людьми. Они носители знаний. Они гораздо лучше через призму опыта, и в общении с тобой могут передать вещи, которые актуальны для тебя здесь и сейчас. Да, можно многое прочесть. Но верифицировать это в общении с людьми очень важно. Когда вы приходите на практику, у вас есть супер возможность пообщаться с экспертами, тем более, есть контекст общий разговора с сотрудниками в рамках задач, поэтому задавайте вопросы, находите интересные темы, открывайте новые контакты, — объяснил Павел Сорокин.
Материал подготовлен совместно с Управлением по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям ООО «Газпромнефть НТЦ».