В Институте ядерной физики им Г.И. Будкера (ИЯФ СО РАН) проходит рабочее совещание международной коллаборации эксперимента PANDA: в мероприятии, которое продлится до 8 сентября, принимают участие более 70 ученых из России, Германии, Нидерландов, Швеции, Франции, Австрии.
Эксперимент PANDA (AntiProton ANnihilation at DArmstadt) – один из ключевых проектов Европейского центра по исследованию физики антипротонов и ионов (FAIR). Комплекс FAIR располагается на базе Центра по изучению тяжелых ионов имени Гельмгольца. Сложность эксперимента PANDA сопоставима с экспериментами ATLAS и ALICE на Большом адронном коллайдере, а для его проведения требуются уникальные условия, получение которых является сложнейшей задачей ускорительной и детекторной физики. В эксперименте PANDA участвует 450 ученых из 17 стран, Новосибирск представляют исследователи ИЯФ СО РАН и НГУ.
Новосибирский госуниверситет официально присоединился к эксперименту в 2015 году. Лаборатория нуклон-антинуклонных взаимодействий НГУ входит в Междисциплинарный центр физики элементарных частиц и астрофизики (МЦФЭЧиА). Часть сотрудников непосредственно участвуют в подготовке к эксперименту PANDA – занимаются созданием детектора на кольцевом ускорителе HESR для последующего прецезионного (высокоточного) изучения антипротон-протонной аннигиляции и реакций антипротонов с ядрами.
PANDA – одно из перспективных направлений по изучению неизвестной ядерной физики, который будет использовать высокоэнергичные пучки антипротонов. Запуск планируется к 2023 году, сейчас полным ходом идет создание частей большого комплекса и ускорительной части. Россия принимает в этом участие, и наш институт включен в работу по данному направлению, – отметил директор ИЯФ СО РАН Павел Логачёв.
Институт ядерной физики участвует в разработке и создании трех систем проекта PANDA: центральный соленоидальный сверхпроводящий магнит, с помощью которого будет производиться измерение импульсов заряженных частиц, вылетающих из мишени под действием антипротонного пучка; дипольный магнит переднего спектрометра, который предназначен для измерения импульса частиц, вылетающих из мишени вперед; детектор черенковских колец на основе аэрогеля.
Через аэрогель будут пролетать частицы. Он будет помогать регистрировать и идентифицировать частицы, которые будут рождаться в процессе взаимодействия антипротона с мишенью. Аэрогель состоит из SiO2 (кварца) и воздуха. Важный параметр для аэрогеля – прозрачность. Я не покривлю душой, если скажу, что в Новосибирске производят аэрогель лучшей в мире прозрачности, который имеет минимальное рассеивание. Для эксперимента PANDA мы используем новую методику – синтезируется блок из двух или трех слоев аэрогеля, при этом показатель преломления в слоях подбирается таким образом, чтобы на порядок улучшить точность частиц. Сейчас идет разработка прототипа системы и отработка технологии производства аэрогеля, – рассказал Александр Барняков, старший научный сотрудник лаборатории физики адронных взаимодействий НГУ и старший научный сотрудник ИЯФ СО РАН.