Команда центра «Новая археология» НГУ совместно с Институтом археологии и этнографии СО РАН и Национальным университетом Кыргызстана исследуют ключевые памятники Центральной Азии: памятники хребта Эшме-Тоо — гроты Обишир-1-5 и пещеру Сельунгур. Археологические объекты расположены на юго-западе Кыргызстана в Ферганской долине, через которую в древности и средневековье проходил Великий шёлковый путь.
Территория Центральной Азии для изучения древнейшего прошлого человечества очень важна, так как в течение тысячелетий через эти регионы проходили миграционные маршруты древних людей. Люди расселялись по территории Евразии, продвигаясь по тем экологическим нишам, к которым они привыкли, и постепенно осваивая наш материк.
Исторически сложилось так, что древнейшая история Центральной Азии, эпоха каменного века, менее изучена по сравнению с Европой, Южной Сибирью или, например, Ближним Востоком. Её можно назвать неким белым (или лучше сказать серым) пятном на карте человеческой истории. В первую очередь это касается датировок. В 50–80-е годы прошлого века советскими археологами была проделана довольно большая работа на территории Средней Азии. В том числе академиком Окладниковым — родоначальником сибирской школы археологии — в 50-х гг. ХХ века была открыта пещера Сельунгур, в которой во время интенсивных исследований 80-х гг. ХХ века, помимо археологических артефактов, были обнаружены 6 зубов, фрагмент черепной крышки и плечевая кость подростка, жившего в пещере в древнем каменном веке. Изучая эти находки, советские археологи предположили, что заселение пещеры человеком могло произойти более миллиона лет назад, относясь, таким образом, к самой заре человеческой истории — эпохе раннего палеолита. На тот момент это означало, что был найден один из самых первых людей, появившихся на просторах Центральной Азии, — рассказывает руководитель проекта "Новая археология" д. ист. н., проф. РАН Андрей Кривошапкин.
В начале 21 века на территории Южной Сибири исследователями из Института археологии и этнографии СО РАН был обнаружен денисовец — неизвестный ранее подвид человека, который заселял просторы Евразии в древности. В связи с этой находкой стало понятно, что история развития человечества не так линейна, как считалось ранее. Было доказано, что на территории Южной Сибири одновременно сосуществовали и неандертальцы, и денисовцы. Более того, результаты палеогенетических исследований показали, что в генетическом обмене участвовали не только они, но и более архаичные подвиды людей. Встал вопрос о том, каким же все-таки образом происходило взаимодействие древнего человека и в каких регионах. Соответственно, было принято решение возобновить исследование ключевых памятников Центральной Азии, в материалах которых присутствуют антропологические находки. В частности, начался новый этап исследования и пещеры Сельунгур, прежде всего с целью уточнения времени появления и обитания здесь человека и интерпретации его материальной культуры.
Перед возобновлением работ был осуществлён повторный анализ зубов и плечевой кости ребенка, обнаруженных в пещере в 80-е гг. ХХ века. Оказалось, что зубы вообще не принадлежат к какой-либо разновидности человека, а плечевая кость ближе по строению к неандертальцам, но при этом отличается от них архаичностью, массивностью. Возникло предположение, что это мог быть денисовец, останки которого за пределами Алтая, Денисовой пещеры, на настоящее время неизвестны, хотя генетические данные говорят, что этот подвид человека был очень многочисленным и заселял в древнем каменном веке значительную часть Евразии. Для формирования более точной точки зрения в 2013 году мы и возобновили работы в пещере — стартовал совместный проект Института археологии и этнографии СО РАН и Университета Торонто. По мере работы к нам стали присоединяться специалисты из других стран и молодые учёные — сотрудники НГУ, которые сейчас реализуют проект «Новая археология», финансируемый Проектом 5-100.
Чтобы получить максимально полную информацию по интересующим вопросам, были привлечены специалисты естественно-научного профиля, но работающие с археологической проблематикой. Часть подобного рода дисциплин еще не получила широкого развития в России. Вместе с командой новосибирских археологов работают археозоологи из Германии (Институт Макса Планка, г. Йена) и Польши (Институт геологии, г. Варшава), геоархеолог из Института геологии (Варшава, Польша), антропологи из Университета Торонто (Канада), специалисты по малакафауне (Уфа, Россия), геофизики, специалисты по изучению микроморфологии отложений и седиментологии.