Археологи НГУ предположили, что животные показали древнему человеку пути миграции в предтече Шелкового пути

Команда Центра «Новая Археология» НГУ и Института археологии и этнографии СО РАН совместно с коллегами из Американского университета Центральной Азии, Кыргызского национального университета и Университета Торонто обнаружили уникальную пещеру в Алайской долине, которая является первым многослойным памятником региона: здесь содержатся культурные останки от современности до каменного века.

Этим летом археологи проводили исследование киргизских археологических стоянок пещеры Сельунгур и обиширских памятников. На юго-востоке от них расположена Алайская долина, пройдя по которой на восток, можно попасть в Кашгар — огромный торговый хаб на территории современного Китая и ключевой пункт на Великом шелковом пути. Часть торгового пути, ведущая из Кашгара на запад, как раз проходила через Алайскую долину и территорию, где в настоящее время изучаются стоянки Сельунгур и Обишир. Недавние археологические исследования показали, что маршруты Шелкового пути были сформированы в результате сезонных движений кочевых народов, заселявших регион еще во время бронзового и раннего железного веков. Однако данных о первопричинах его формирования недостаточно, чтобы восстановить ход истории.

IMG_9479.JPG

— Работа в этой части мира интересна тем, что мы находимся в сердце Великого Шелкового пути. Столетиями люди использовали его, чтобы перевезти товары и перегнать скот через весь континент. По Шелковому пути прошла первая в истории человечества волна глобализации — очень старого процесса и очень важного, особенно для нас, археологов, — рассказывает Уилльям Тэйлор, научный сотрудник института Макса Планка (г. Йена, Германия), который с 2017 года работает с командой новосибирских археологов.

По словам археологов, работы, ведущиеся в Сельунгуре и на Обишире, постепенно приносят свои плоды — слой за слоем им удается ставить кусочки пазла на место.

А вот Алайская долина до настоящего момента детально никем не исследовалась. Вплоть до этого года на археологическую карту региона был нанесен лишь один памятник эпохи каменного века, обнаруженный еще советскими археологами в 1975 году.

Однако летом 2017 года разведывательный отряд под руководством научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН, исполнительного директора центра Новая археология Светланы Шнайдер решил попытать удачу. За три дня, проведенные в долине, ученые обнаружили 15 археологических памятников. Среди них — стоянки и мастерские каменного века, поселения и могильники бронзового и железного веков, петроглифы и, что важнее всего, пещера. Ее уникальность заключается в том, что это первый многослойный памятник в регионе: здесь содержатся культурные останки от современности вплоть до каменного века.

— Обнаружить такую пещеру на территории Алайской долины — это большая неожиданность. Мне очень интересно, что мы найдем в ходе ее исследования, потому что сейчас мы ничего не знаем о том, как и когда происходило освоение этого региона. Больше всего меня интересует вопрос одомашнивания животных. Скорее всего, освоение территории Центральной Азии в эпоху позднего каменного века и доместикация — связанные понятия. Мы стали сравнивать материалы памятников Ферганской долины (2 000 м над у.м.) и памятников Памира (4 000 м над у.м.), относящиеся к периоду 11–8 тыс. л.н. Оказалось, что между ними есть очевидное сходство: данные индустрии выглядят как сестры-близнецы. А Алайская долина как раз расположена между двумя этими регионами, и, согласно нашей гипотезе, пути миграции древнего человека проходили именно через нее. Вероятно, двигаясь по предтече Шелкового пути вместе с животными, человек уходил выше в горы на лето и спускался обратно на зимний период. Более того, думаю, именно животные показали людям этот маршрут, мигрируя в поисках пищи. Конечно, пока это только гипотеза, но полученные в результате разведки данные позволяют надеяться, что в следующем году мы найдем доказательства нашим идеям. Мы продолжим исследование пещеры, найденной в Алайской долине, и надеемся дать ответ на ключевые вопросы истории обитателей Центральной Азии, — рассказывает участвующий в разведывательных работах Уилльям Тэйлор.