Илья Горелов – ведущий аналитик проектного офиса одного из петербургских университетов. На «Архипелаге» оказался не впервые, но в этом году на площадке в Новосибирском государственном университете он вместе с командой представляет интересы «Точки кипения» и изучает опыт коллег в проведении мероприятий для заинтересованных в технологическом предпринимательстве. Тем более, что это необходимо для одного из университетских проектов – организации акселератора по новым материалам.
— Я посещал несколько интенсивов. Мне было интересно посмотреть целевые мероприятия и вообще мероприятия «Точки кипения». В отдельном треке – предпринимательство в «Точке кипения» – мне было интересно посмотреть интенсивы по проектированию, мышлению и планированию, а еще – мероприятия акселератора (то, как они встроены, как они выглядят, как они проводятся) и мероприятия по новым материалам, в частности в контексте беспилотников. Главным было, конечно, послушать, познакомиться с людьми, с теми, кто приехал из других городов, с теми, кто вообще представляет другие направления работы. С вузами и компаниями НТИ, конечно, тоже интересно было бы посотрудничать, — рассказал Илья.
Аналитик отметил, что шестой «Архипелаг» значительно отличается от предыдущих, которые ему удалось застать. Все дело в тематике интенсива, месте его проведения и тех людях, которые подключились к повестке отрасли БАС.
— Этот «Архипелаг» для меня отличается от предыдущих довольно сильно. Очень четкий тематический фокус. События связаны с беспилотниками в России, сложностями отрасли как последних дней, так и тех, с которыми сталкивались многие энтузиасты 10 лет назад. На одном из своих первых мест работы я активно сотрудничал с людьми, которые были связаны с темой беспилотных летательных аппаратов, и тоже ею в какой-то мере болею. Это непростая тема, в которой множество технических аспектов. Новосибирск – город, связанный с авиационной тематикой напрямую, поэтому это логически и идеологически правильное место для проведения «Архипелага».
Люди, которые сюда приехали, они в определенном смысле особенные, и это заметно. Многие из них – это люди науки, люди идеи, люди, любящие авиацию. Я помню, такие люди приходили в кружки авиамоделистов, клеили модельки из пенопласта, фанеры и плексигласа. Они это делали не потому, что думали: «Вот я вырасту, заработаю четыре мешка денег, буду сидеть на них и радоваться до конца жизни». Они делали это потому, что влюблены в это занятие. И здесь, может быть, я сильно романтизирую происходящее, но я вижу очень много людей, живущих вот этим внутренним состоянием. И сбор таких людей, даже если им сложно понять, для чего они сюда приехали, все-таки очень важен.
Особенно впечатлил гостя Новосибирска университетский кампус. По его словам, нахождение всех корпусов и общежитий в одном месте в шаговой доступности – это большой бонус НГУ, которым могут похвастаться далеко не все университеты северной столицы, но который любят и ценят и студенты, и преподаватели.
— Мне очень понравился ваш кампус. Я учился в одном институте, сейчас работаю в другом, еще некоторое время проработал в Сколково. И, конечно, приятно посмотреть, как у вас внутреннее пространство устроено. Понятно, что я не могу знать всех нюансов, которые обеспечивают жизнь кампуса, потому что жизнь – это не только стены, это люди, это то, как вы пользуетесь аудиториями, где и как коммуницируете, где у вас студенты собираются, как коллеги между собой общаются.
Вот, например, некоторые вузы в Москве и Санкт-Петербурге, в которых я учился и работал до этого, – это университеты с большим количеством корпусов, и там это сказывается всегда очень сильно на такой некоей островизации, потому что всегда приходится раз за разом коллегам где-то переопыляться, где-то приходится общаться, настраиваться на общие работы. Это вроде тонкая такая материя, неосязаемая, но она очень важная. Потому что люди в своих коллективах начинают немного друг к другу привыкать, а от других своих коллег отвыкать. Это создает сложности. Но когда это один большой корпус, это, конечно, лучше. К тому же, понятное дело, Академгородок, свой кампус – это то, о чем все вузы и вообще учебные заведения мечтают, любят, ценят, — поделился своим опытом участник интенсива.
Несмотря на кажущуюся и реальную соревновательность в общении коллег из только начавшей свое становление в России отрасли БАС, Илья Горелов утверждает, что подобные «Архипелагу» мероприятия позволяют двигать процесс вперед, искать решения и делать технологии будущего частью настоящего. Ведь интересы у всех все равно общие и точек соприкосновения у участников гораздо больше, чем тот ресурс, за который они борются.
— Например, на технологической лаборатории по новым материалам можно было услышать, как эксперты говорят: «Мы хотим заниматься вот этим… все остальное – рамы или двигатели, или ПО, или какие-то элементы – мы хотим покупать в готовом виде». И это понятное и нормальное желание. Чтобы быть суперпрофессионалом, ты должен на чем-то сконцентрироваться. Если люди понимают локальную нишу применения своего дрона, чувствуют ценность и стоимость своего продукта, им, конечно, нужно сконцентрироваться на стоимости продукта и его разрабатывать. И не нужно заниматься разработкой всех остальных частей и материалов. Нужны посредники, которые скажут: «Мы вам дадим раму из нужных материалов, чтобы вы ее купили и не заморачивались, а химикам мы дадим техзадание на их языке». Этот перевод с одной технической документации на другую, с одной системы координат на другую очень важен. И именно это в том числе делает из нашего комьюнити – людей, занимающихся беспилотниками, – не столько конкурентов, сколько кооператоров и участников симбиоза. Это в хорошем смысле отличает этот «Архипелаг» от других, — объяснил Горелов.
Ранее еще трое участников интенсива по беспилотникам поделились впечатлениями о первых днях программы.