В специализированном учебно-научном центре (СУНЦ) НГУ прошел ежегодный конкурс фантастических проектов, которые защищали ученики Летней школы. Среди идей, которые предложили школьники, — строительство завода в космосе, уменьшение людей в сто раз и копирование мозга из одного тела в другое.
Конкурс фантастических проектов — мероприятие, которое проходит каждый год в рамках Летней школы СУНЦ НГУ. Идея конкурса состоит в том, что школьникам предлагается решить некую реальную проблему, используя фантастические средства. При этом авторы проектов в своих фантазиях должны постараться не выходить за рамки научных знаний.
Всего на конкурс в этом году поступило 11 проектов. Лучшим стал проект Алексея Новикова из класса 9-3. Он рассказал о синхронизированном копировании мозга между носителями.
— Люди достаточно давно хотят сделать свою жизнь вечной. Я предлагаю не заставлять старое тело служить дольше, а вырастить некое совершенно новое тело и перенести туда мозг. Большая часть проблем завязана на страхе потерять свою идентичность. Мы не можем просто снять матрицу и быть уверенными, что в новом теле будет наша личность, а не наш клон, — говорит Алексей Новиков.
Он предлагает внедрить в мозг «старого тела» нанороботов, которые отсканируют импульсы мозга и передадут другим нанороботам, находящимся в «новом теле». Таким образом мозг будет скопирован с сохранением личности. Кроме вечной жизни, по замыслу автора проекта, человечество сможет справиться с проблемами половой самоидентификации и излечиться от врожденных болезней.
Сразу несколько проектов затрагивали космическую тематику. Например, Илья Крыцин предложил построить орбитальный завод для утилизации космического мусора, в том числе отработавших свое спутников. Вадим Оленников и Михаил Хусаев придумали проект «Уменьшение цивилизации», суть которого заключается в том, что нужно построить некую машину для уменьшения людей в сто раз. Таким образом, по мнению школьников, решится проблема нехватки ресурсов, уменьшится вред для экологии, и всё человечество сможет жить в зоне тропического климата. Например, в Индии. Однако, как отметили члены жюри, уменьшение человека повлечет упрощение его нервной системы, что скажется на умственных способностях и сможет привести к сложностям с размножением.
Организаторы конкурса отмечают, что история богата примерами того, как, на первый взгляд, фантастические проекты со временем были воплощены в жизнь. В частности, они вспомнили категоричное утверждение французского философа Огюста Конта о якобы невозможности определения химического состава звезд (ввиду их удаленности). Это утверждение Конт опубликовал в своей книге, вышедшей в 1842 году. Однако уже через 12 лет ученые Кирхгоф и Бунзен благодаря созданному ими спектроскопу, смогли совершенно достоверно определить, что в атмосфере Солнца содержится, например, натрий. Еще Нильс Бор говорил, что современная физика способна объяснить то, что невозможно себе представить. Именно поэтому у участников конкурса есть шанс, что их проекты будут реализованы в ближайшем или отдаленном будущем.
Справка: Летняя школа — форма обучения, сочетающая летний отдых с учебными занятиями, которые ежедневно проводятся преподавателями высших учебных заведений. Летняя школа-2016 собрала 676 учеников из разных регионов России. Примерно четверть из них — жители Новосибирской области, большинство остальных приехали из регионов Сибири, Дальнего Востока и Казахстана. По итогам трехнедельного обучения в Летней школе проводятся контрольные работы и собеседования. Самые талантливые ученики поступают в СУНЦ НГУ.