10 февраля началась защита итогов первого года работы Передовых инженерных школ, созданных в 15 регионах страны в 2022 году. В первый день слушаний представлены результаты Передовой инженерной школы Новосибирского государственного университета «Когнитивная инженерия».
Руководитель ПИШ НГУ «Когнитивная инженерия» Сергей Головин отметил, что школа ставит своей целью подготовку инженеров, способных к преодолению технологических вызовов общества на основе применения фундаментальных научных знаний с использованием современных методов организации и ведения научно-технологического бизнеса.
Высокотехнологичные компании Академгородка на фронтире технологий и продуктов, дают прямой заказ на выпускников НГУ, с сильным фундаментальным образованием и ориентацией на создание полезных продуктов. Постановка ценностей, сочетание разных типов мышления: системного, исследовательского, инженерного, продуктового, творческого – то, что является новым для НГУ и, возможно, отличает нас от других инженерных школ. Мы относимся к этой задаче как к стартапу со множеством экспериментов, взаимодействий и обратных связей. Чтобы формировать свои лучшие практики, мы системно исследуем лучшие практики инженерии вообще и используем результаты на постоянное улучшение нашего подхода к образованию. Помимо обучения на специальных и общеинженерных курсах, студенты должны стать мыслящими, «когнитивными» инженерами, способными рефлексивно оценивать происходящее, мыслить нешаблонно, уметь переносить лучшие решения из одних областей в другие. Во время учебы в нашей магистратуре студенты будут обучаться на решении реальных задач либо в составе действующих команд, либо через генерацию собственного проекта.
Ключевой партнер ПИШ – «Медико-биологический Союз» (МБС). Учредитель компании Михаил Лосев отметил, что участие в проекте создания Передовой инженерной школы для МБС – это социальная и бизнес-инвестиция:
— Как предприниматель, имеющий опыт создания и управления бизнесами на основе научных знаний и инженерных решений, я очень хорошо понимаю ценность и необходимость среды для данной деятельности. Принципиально важны качество среды – качество людей, направленных на созидание, и количественная характеристика среды – концентрация людей, идей и различных компетенций. Чтобы Новосибирск и Академгородок развивались как ведущий научно-технологический центр, необходимо вкладываться в развитие среды, кратно увеличивать количество людей, созвучных по ценностям. А такие люди сами создадут необходимое количество стартапов, компаний, технологий, продуктов, приведут необходимый объем «правильных» инвестиций в проекты и развитие территории.
Мы понимаем, какой тип мышления надо добавить умным выпускникам НГУ, чтобы они стали лучшими инженерами, архитекторами новых технологий. Мы создаем прорывные продукты в области биотехнологий и завели два своих наиболее прорывных проекта для реализации внутри ПИШ, чтобы проводить через них ребят и давать им правильные компетенции и ценности.
Кратко об итогах
В рамках сотрудничества с технологическими партнерам ПИШ НГУ заключила соглашения о проведении НИОКР на общую сумму более 75 млн рублей.
Запущено 7 совместных с партнерами проектов:
Для студентов были организованы две стажировки в Научно-Техническом центре «Газпром нефти» (г. Санкт-Петербург). Участники стажировок прослушали курс «Гидродинамическое моделирование в tNavigator» от специалистов компании, работали над индивидуальными проектами под руководством кураторов-наставников из компании, познакомились с корпоративными регламентами и бизнес-процессами.
На базе ПИШ действует три магистерских программы – «Нефтяной инжиниринг и математическое моделирование», «IT-геофизика» и «Моделирование нефтегазовых систем», – на которых уже обучается 25 студентов.
В рамки деятельности ПИШ включены 65 бакалавров, обучающихся в Инженерной школе Механико-математического факультета НГУ. Им доступны предметные курсы, читаемые на магистерских программах под кураторством ПИШ, студенты ИШ ММФ привлекаются к выполнению проектов ПИШ.
По программам ДПО от ПИШ НГУ в 2022 году обучались сотрудники АО «ИСС», НТЦ «Газпром нефти», а также студенты СПбПУ и НГТУ.
Задачи для реализации в 2023 году включают:
Информация и фотографии предоставлены пресс-службой федерального проекта «Передовые инженерные школы».