Новая методика рассчитана на повреждение оболочечных структур и генетического материала коронавируса, блокирование его размножения в организме человека, а также иммуноопосредованное предотвращение «цитокинового шторма» за счёт фотодинамической блокировки реакций системного воспалительного ответа и активации противовоспалительного иммунного ответа.
В основе концепции профилактики заражения коронавирусом — идея фотодинамической инактивации белковых рецепторов ангиотензинпревращающего фермента в тканях человека. Такая инактивация предотвратит прикрепление вирусов к клеткам дыхательной системы и не допустит их инфицирование.
НГУ совместно с ГНЦ ВБ «Вектор» и Институтом лазерной физики СО РАН провёл поисковые исследования в области оценки эффективности фотодинамической инактивации SARS CoV-2 in vitro с использованием фармакопейных лекарственных препаратов — фотосенсибилизаторов метиленового синего и Радахлорина.
Ученые обнаружили крайне высокую противовирусную активность этих веществ при лазерной фотодинамической инактивации коронавируса in vitro. Доктор биологических наук, профессор Виктор Локтев предоставил данные, согласно которым противовирусные концентрации фотосенсибилизаторов оказались в 100–1000 раз ниже, чем их концентрация, предусмотренная фармакопейными формами.
Стоит отметить, что такая методика инактивации приемлема как для коронавируса SARS-CoV-2, так и для новых мутантных штаммов этого вируса.
Кроме того, первые клинические испытания фотодинамической терапии коронавирусных пневмоний стартовали под руководством заведующего лабораторией молекулярной эпидемиологии и биоинформатики Института медицины и психологии В. Зельмана НГУ академика Михаила Воеводы и заведующего лабораторией биомедицинского применения квантовых материалов, устройств и систем Физического факультета, профессора кафедр хирургических болезней и внутренних болезней НГУ Сергея Никонова.
По словам исследователей, профилактическая эффективность фотодинамической терапии такова, что за два месяца ни один из испытуемых медиков-добровольцев не заболел коронавирусной и прочей респираторной инфекцией. Пациенты, получавшие процедуры ФДТ по поводу двухсторонних вирусных пневмоний, субъективно высоко оценивают результаты лечения и ощущают пользу терапии с первых дней. Все это подтверждается благоприятными клиническими, рентгенологическими и функциональными изменениями в органах дыхания.
— Высокая противовирусная активность фармакопейных препаратов метиленового синего и Радахлорина позволяет рекомендовать их для неотложных клинических испытаний, чтобы предварительно оценить эффективность антиковидовой ФТД. Впоследствии препараты можно будет быстро и широко внедрить в медицинскую практику для профилактики и лечения COVID-19. Разработанная медицинская технология легко воспроизводится даже в бытовых условиях и, в случае успеха клинических испытаний, может быть в кратчайшие сроки и при минимальных материальных затратах внедрена в медицинскую практику, — подчеркнул заведующий кафедрой квантовой электроники ФФ НГУ академик Сергей Багаев.
Коллектив ученых направил обращение на имя президента РАН с предложением рассмотрения антиковидной ФДТ на государственном уровне. Это обращение вызвало большой интерес. Так как проблема особенно актуальна, научные материалы были переданы в медицинский отдел, где эксперты Президиума признали социальную значимость предлагаемых исследований, направленных на профилактику заражения коронавирусной инфекцией и эффективное противовирусное лечение. При этом используются отечественные лекарственные фотосенсибилизаторы и уже разработанные и даже зарегистрированные Минздравом светодиодные источники света. В РАН назначены слушания доклада по достигнутым успехам в разработке антиковидной ФДТ, на которых выступит профессор Сергей Никонов. Ученый представит предложения по активизации фундаментальных исследований и клинических испытаний для скорейшего внедрения в клиническую практику и профилактическую медицину. Для принятия решения о государственном значении разработки на слушания приглашены представители Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Минздрава, Минобрнауки.