В коллайдере SuperKEKB (Япония) впервые наблюдались столкновения электронов и позитронов, а установленный в месте их встречи детектор Belle II зарегистрировал первые события. Ученые НГУ и Института ядерной физики СО РАН приняли участие в разработке и создании одной из ключевых систем детектора Belle II – 40-тонного электромагнитного калориметра на основе кристаллов йодистого цезия.
В лаборатории физики элементарных частиц КЕК (Цукуба, Япония) начался эксперимент Belle II. В результате аннигиляции электронов и позитронов рождаются новые частицы, в частности, пары В-мезона и его античастицы, а также наблюдаются события рождения других адронов.
Детектор Belle II в SuperKEKB – одна из ключевых систем коллайдера. Он был разработан и построен международной коллаборацией, в которую входят более 750 исследователей из 25 стран. Возможности Belle II существенно улучшены по сравнению с Belle, детектором для предыдущего эксперимента, в частности, значительно возросло его быстродействие. Калориметр позволит с большой эффективностью и высокой точностью регистрировать и измерять энергию фотонов и, следовательно, восстанавливать нейтральные пи-мезоны.
В модернизации колориметра детектора Belle II для его успешной работы на коллайдере SuperKEKB принимали участие сотрудники нескольких лабораторий Физического факультета НГУ.
Заведующий лаборатории по изучению физики В- и D-мезонов Физического факультета НГУ, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Институт ядерной физики имени Г. И. Будкера СО PAH Александр Кузьмин является координатором группы калориметра детектора Belle II и одним из разработчиков системы сбора данных для этой системы.
– Электроника калориметра детектора Belle II была существенно улучшена для нового эксперимента. Она позволяет реконструировать высокоэнергичные фотоны для более 30 тысяч событий электрон-позитронных столкновений в секунду. Кроме того, информация с калориметра позволяет быстро, в течение миллионных долей секунды, определить, является ли событие полезным и выдать сигнал всем системам детектора для его регистрации, – говорит Александр Кузьмин.
В течение примерно 10 лет работы будет накоплен набор данных о рождении 50 миллиардов пар B-мезонов и их античастиц. Это в 50 раз больше, чем было получено в предыдущем эксперименте Belle.