В научном издательстве Routledge вышла книга «Russia's Regional Identities: The Power of the Provinces», рассказывающая об уникальных особенностях разных регионов России. Социологи НГУ Ольга Ечевская и Алла Анисимова стали авторами главы о Сибири и ее жителях.
Routledge — крупнейшее в мире издательство, специализирующееся на гуманитарных и социальных науках, входит в состав международной издательской группы Taylor&Francis. Книга о российских регионах вышла в специализированной серии «Современная Россия и Восточная Европа».
Идея книги возникла после конференции “Centrifugal Forces? Russia’s Regional Identities and Initiatives” (Центробежные силы? Российские регионы и региональные инициативы), организованной университетом Вирджинии (США) в марте 2015 года. Во время конференции исследователи из ведущих университетов США, Канады, Великобритании, Германии, Швеции и России представляли более 30 докладов об истории и современном состоянии российских регионов, 12 из которых вошли в книгу в качестве отдельных глав. Главным редактором книги стала профессор Университета Вирджинии (США) Эдит Клюс (Edith Clowes).
— Главный замысел книги — представить Россию не как модель «центр (Москва) — периферия (все остальные регионы)», а как пеструю, разнообразную, социально неоднородную и очень живую картину региональных культур, идентичностей, традиций, — говорит Ольга Ечевская.
Книга начинается с общего обзора истории и современного состояния исследований о российских регионах, а затем представляет результаты исследований, проведенных в европейской части России, на Урале, в Сибири, в Дагестане и Татарстане.
Сотрудники кафедры социологии Экономического факультета НГУ Алла Анисимова и Ольга Ечевская более 10 лет изучают сибирскую идентичность и социально-экономическое развитие сибирского региона. Работая над главой о Сибири, социологи НГУ проводили интервью с жителями Омска, Иркутска, Новосибирска. В итоге ученым удалось выделить как общие для сибиряков характеристики, так и любопытные различия между жителями разных городов.
Например, для жителей Иркутска объединяющей ценностью и основой региональной идентичности является Байкал; для новосибирцев «сердцем» Сибири оказался Новосибирск как столичный город, а омичи в меньшей степени, чем иркутяне и новосибирцы, идентифицируют себя с Сибирью в целом как с регионом. Для них более характерна локальная городская идентичность. Возможно, это следствие положения города не только на границе двух регионов, но и двух стран, полагают авторы.
— Основной вывод нашего исследования в том, что сибирская идентичность определяется и формируется через деятельность индивида, и именно делая что-то в Сибири (и для Сибири), человек начинает идентифицировать себя с этой землей и через это становится сибиряком. Факт рождения в Сибири не имеет здесь принципиального значения: человек может родиться в Сибири, но не осознавать себя сибиряком или вовсе стремиться уехать из Сибири. А может, наоборот, родиться за пределами Сибири, но приехать и стать сибиряком, включившись, например, в экологическую борьбу или в решение других значимых для региона проблем, — рассказывает Алла Анисимова.
Другие главы книги рассказывают, например, о патриотическом ребрендинге постсоветского Пскова, о «региональной революции» в перестроечном Свердловске, о наследии ГУЛАГа в Томске, об эстетических аспектах уральской идентичности, о национальных идентичностях в Татарстане и Дагестане и о многом другом. Поэтому, полагают авторы, книга будет интересна не только специалистам – историкам, социологам, этнографам, антропологам, – но и широкому кругу читателей, которые интересуются жизнью в России и хотят узнать больше о культурном разнообразии российских регионов.