Во всем мире доля населения в возрасте 60 лет и старше растет быстрее, чем все остальные. Люди старше 60 лет сталкиваются с хроническими заболеваниями, ухудшающими качество их жизни, и это становится все более серьезным вызовом для системы здравоохранения и экономики. Чтобы лучше понять биологию, определяющую продолжительность жизни человека до первого хронического заболевания, ученые из НГУ в сотрудничестве с исследователями из Gero, ИЦиГ СО РАН, Эдинбургского университета и других институтов провели анализ генетических данных и историй болезней более 300 000 человек в возрасте от 37 до 73 лет. Данные были предоставлены биобанком Великобритании — UK Biobank (UKB).
Исследование, опубликованное в конце января в журнале Communications Biology, было проведено под руководством Юрия Аульченко, заведующего лабораторией теоретической и прикладной функциональной геномики ФЕН НГУ, и Петра Федичева (Gero).
Согласно закону о смертности Гомперца, риск смерти от всех причин возрастает в геометрической прогрессии после 40 лет и удваивается примерно каждые 8 лет. Анализируя динамику заболеваемости на основании клинических данных, предоставленных UKB, исследователи обнаружили, что риски, связанные с возрастными заболеваниями, растут экспоненциально с возрастом и удваиваются со скоростью, совместимой с законом смертности Гомперца. Эта тесная связь между наиболее распространенными хроническими заболеваниями и смертностью предполагает, что риски могут быть вызваны одним и тем же процессом, то есть старением.
— Исследования генетических факторов продолжительности жизни являются сложными из-за ограниченной доступности данных, содержащих клинические и генетические данные умерших людей. Использование же продолжительности здорового периода жизни человека в качестве целевого признака представляет собой новый многообещающий способ изучения генетики долголетия человека путем исследования больших выборок людей со всеобъемлющей клинической информацией и генетическими данными высокого разрешения, — отметил Юрий Аульченко.
Чтобы выяснить генетические факторы, связанные со здоровьем человека, исследователи изучили геномы 300 477 британцев. Всего было обнаружено 12 генетических локусов, влияющих на ожидаемую продолжительность здорового периода жизни. Для трех генов, влияющих на продолжительность жизни, — HLA-DBQ, LPA и CDKN2B — ранее была показана связь с долголетием родителей, что является показателем общей продолжительности жизни. По крайней мере, три генетических локуса — HLA-DQB1, TYR и C20orf112 — были связаны как с продолжительностью здорового периода жизни, так и с увеличением риска множества заболеваний.
— Определенные взаимосвязи между болезнями есть. Мы обнаружили, что с генетической точки зрения продолжительность здорового периода жизни определяется тремя компонентами, относящимися к деменции, злокачественным опухолям, то есть раковым заболеваниям, здоровью сердечно-сосудистой системы и метаболизма. Связь между сердечно-сосудистыми заболеваниями и расстройствами метаболизма известна также на эпидемиологическом и физиологическом уровнях. Например, диабет второго типа является сильным фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, — считает Юрий Аульченко.
Ученые рассчитывают, что их работа позволит разработать новые диагностические методы в области генетики старения, а также поможет в поиске направлений для будущей терапии против старения.
Ранее ученые из лаборатории теоретической и прикладной функциональной геномики НГУ совместно с иностранными коллегами идентифицировали три новых генетических варианта, связанных с хронической болью в спине. Исследование, результаты которого были опубликованы в журнале PLOS Genetics, связывает риск боли в спине с вариантами генов, контролирующих развитие опорно-двигательного аппарата. Также группа ученых провела самое крупное исследование по влиянию диеты на микробиоту кишечника. Результаты исследования опубликованы в журнале Nutrients.