Специалисты Института археологии и этнографии СО РАН под руководством кандидата исторических наук, выпускника НГУ Евгения Богданова исследовали могильник Курайка (II–V вв. н.э.) в Кош-Агачском районе Республики Алтай. В составе отряда работали студенты-историки, проходившие археологическую практику.
Археологический памятник с квадрокоптера— Могильник Курайка — памятник, который давно известен археологам. Руководитель работ Евгений Богданов выбрал для исследований несколько разнотипных погребальных конструкций. Они все видны на поверхности в виде каменных кладок, оградок и насыпей. Всего нам удалось раскопать 8 объектов, не похожих один на другой, — говорит руководитель практики, доцент кафедры археологии и этнографии Ольга Новикова.
По словам участников экспедиции, разнообразие погребального обряда бросалось в глаза. Одних усопших помещали в заранее установленную в могиле деревянную раму, других опускали в могилу в лиственничной колоде (выдолбленный ствол дерева), а третьих хоронили в деревянном ящике, напоминающем гроб. Но само положение тел умерших и погребальный инвентарь имеют много общих черт. Возможно, обряд погребения был обусловлен возрастом и статусом умерших.
Погребальный инвентарь в захоронения оказался стандартным. Археологи обнаружили деревянные блюдца в изголовье, украшения и застежки в виде крупных бусин, единичные металлические и костяные изделия. Остатки и следы практически полностью истлевших органических материалов говорят ученым о том, что в погребениях находилась одежда, обувь и головные уборы.
Интересно, что один из концов погребальных колод носит следы дополнительной обработки и внешне напоминает носовую часть лодки. Особенно похожей на лодку оказалась колода, в которой был захоронен ребенок.
Археологи отмечают, что лодка как символ перехода в загробный мир и атрибут погребального обряда издревле встречается у разных народов Евразии. Обряд захоронения в лодке с древнейших времен имеет символическое значение. Различные народы в разные эпохи хоронили своих умерших в лодках, пуская их по реке, либо совершая сжигание или погребение в символических лодках и укладывая их ногами к носу судна. Погребенные в курайских колодах-лодках были расположены таким же образом. Но откуда у древних кочевников-скотоводов такой погребальный обряд? Археологи с помощью генетиков и антропологов надеются в будущем найти ответ на этот вопрос, использовав материалы могильника Курайка.
Говоря о вкладе студентов НГУ в работу археологов, Ольга Новикова отмечает:
— Практиканты освоили все виды и этапы работ: от разбивки раскопа до рекультивации. Правда, в зачистке погребений удалось поучаствовать не всем: эта работа требует определенных навыков. К тому же могильные ямы достаточно глубокие и узкие, поэтому на погребении работают максимум два человека. Были и экстремальные случаи: одно из детских погребений в деревянной колоде пришлось достать монолитом и зачищать на поверхностим — по-другому никак не получалось. Помимо навыка собственно раскопочных работ, студенты освоили работу с теодолитом, увидели, как осуществляется фотофиксация объектов квадрокоптером, как происходит процесс полевой консервации находок, отбор образцов для дендрохронологического анализа. Приятно, что у многих ребят появился интерес к научной специализации по археологии: будем надеяться, что осенью на нашу кафедру придут новые студенты.
Подробности на сайте ИАЭТ