Ученые из НГУ и НИИ физиологии и фундаментальной медицины пришли к мнению, что воздействие на активность хабенулы — потенциально многообещающая тактика лечения таких психопатологических состояний, как зависимость (аддикция) и депрессия.
Крохотная — у человека размером с горошинку — хабенула (лат. habenula – «поводок») расположена в эпиталамической области головного мозга. Хабенула является эволюционно древней структурой мозга позвоночных животных, которая играет ключевую роль в управлении деятельности системы вознаграждения. Существует мнение, что именно хабенула заставляет позвоночных животных мигрировать — бездумно двигаться, пренебрегая опасностями, как это делают, к примеру, антилопы гну. Также известны результаты опытов, проведенных на грызунах: подавление деятельности хабенулы приводит к повышению двигательной активности животных и оказывает потенциальный антидепрессивный эффект.
В первую очередь исследователи отмечают участие хабенулы в развитии пагубных привычек — зависимостей (аддикций). Сниженная активность нейронов хабенулы приводит к запуску поведения, связанного с поиском психотропного вещества, и чем сильнее зависимость, тем менее контролируемо такое поведение. Психоактивное вещество держит человека «на коротком поводке» — хабенуле.
Обратная ситуация возникает при депрессии. Характерная для нее ангедония, то есть отсутствие способности испытывать удовольствие, сопровождается увеличенной активностью хабенулярных нейронов. Поводок-хабенула тормозит целенаправленное поведение человека, и он впадает в мрачное подавленное состояние –– депрессию.
— Выделяют две области хабенулы, которые по-разному вовлечены в депрессию и вознаграждение. Считается, что боковая часть хабенулы играет важную роль в процессах обработки неприятных событий и стимулов, ассоциированных с вознаграждением. В то время как срединная область хабенулы осуществляет контроль мотивации и обработку вознаграждения. Активация боковой хабенулы ассоциирована с депрессией (негативным опытом), а ее подавление стимулирует вознаграждение. С другой стороны, активация срединной части хабенулы взаимосвязана с вознаграждением и мотивацией, а инактивация срединной хабенулы нивелирует оба процесса, — поясняет Татьяна Липина, старший научный сотрудник лаборатории трансляционной и клинической нейронауки ИМП НГУ, входящей в САЕ «Нейронауки в трансляционной медицине». Лаборатория занимается такими направлениями исследований, как нейрофизиология, нейропсихология, нейролингвистика для диагностики, коррекции и терапии заболеваний нервной системы.
Татьяна Липина также является заведующей лабораторией экспериментальных моделей патологий когниции и эмоций НИИ физиологии и фундаментальной медицины. Она считает, что
Но прежде чем приступать к лечению пациентов-людей, следует провести ряд доклинических исследований, чтобы разобраться в механизмах активации/инактивации хабенулы и того, как впоследствии работает система вознаграждения головного мозга. Руководитель исследования рассказала, что сейчас ведутся работы по поиску регуляторов, изменяющих функционирование хабенулы и проявление депрессивноподобного состояния у лабораторных мышей. Шаг за шагом исследователи приближаются к принципиально новому подходу к лечению депрессии и аддикции. Возможно, уже через несколько лет в клинике при лечении этих психических расстройств будут использовать немедикаментозные методы управления активностью хабенулы.
Полный текст статьи по ссылке: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0149763416306881