Выпускник НГУ рассказал о вкладе жителей Новосибирска в Победу в Великой Отечественной войне


С открытой публичной лекцией «Новосибирцы – фронту» в Новосибирском государственном университете выступил выпускник Гуманитарного института НГУ, Почетный архивист РФ, ведущий архивист Государственного архива Новосибирской области Игорь Самарин. Он рассказал о создании в Новосибирске в 1939 году 133-й стрелковой (впоследствии 18-й гвардейской Инстербургской) дивизии и ее боевом пути в годы Великой Отечественной войны, а также о формировании 1-й Сибирской добровольческой дивизии. Именно в ее рядах воевали Михаил Перевозчиков, Ольга Жилина, Борис Богатков, чьими именами названы улицы в Новосибирске.

«Дивизия прорыва»

Именно так называли в годы Великой Отечественной войны 133-ю стрелковую (впоследствии 18-ю гвардейскую Инстербургскую) дивизию. Дивизия покрыла себя неувядаемой славой в Московском сражении конца 1941 – начала 1942 гг., в Ржевско-Сычевской наступательной операции, в Орловской и Витебско-Оршанской наступательных операциях, в Восточно-Прусской наступательной операции, в результате которой были взяты г. Инстербург и считавшийся неприступным г. Кенигсберг. Свой боевой путь «дивизия прорыва» закончила захватом морского порта — крепости Пиллау.

Сформирована 133-я отдельная стрелковая дивизия была в военном городке Новосибирске в 1939 году согласно приказу Военного Совета Сибирского Военного Округа от 8 сентября. Ее формирование происходило на базе 78-й и 71-й стрелковых дивизий и их приписного состава, —проживающего в населенных пунктах Алтая и Сибири.

Известие о начале Великой Отечественной войны бойцы дивизии получили на летних лагерях в окрестностях Бийска, где находились на сборах. Ранним утром 22 июня 1941 года проходил парад, состоялся парад, посвященный открытию военных сборов. После парада начались спортивные соревнования. Они были прерваны правительственным сообщением по радио о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Через 2-3 часа по всем полкам прошли митинги. А уже на следующий день по приказу командования СибВО весь личный состав полков 133-й дивизии вернулся на зимние квартиры. На сборы для отправки на фронт были выделены всего одни сутки. Ночью бойцы получили боевое имущество. За сутки была собрана амуниция, вооружение, средства маскировки, тягловая сила и транспорт, — рассказал Игорь Самарин.  

Прямо с ходу дивизия была брошена в оборонительные бои под Москвой, перешедшие к зиме в контрнаступление. 5 июля 1941 года 2-ой батальон 133-й дивизии прибыл на станцию назначения Вязьма. После длительного перехода батальон занял рубеж обороны на реке Днепр. Батальон был выдвинут головным отрядом на 70 км. 7 июля 1941 года 133-я дивизия, разгрузившись на станции Вязьма и войдя в состав 24-й Армии, выдвинулась в район сосредоточения и заняла оборону на восточном берегу реки Днепр. С 10 июля она участвовала в Смоленском сражении.

1 сентября 1941 года 133-я стрелковая дивизия по приказу Главного Командования была переброшена на Великолукское направление, в район города Андреаполь Калининской области, где вошла в состав 22-й армии генерал-майора В.А. Юшкевича. Спустя два дня части 133-й стрелковой дивизии, прибыв в район сосредоточения ст. Соблаго – Пена, вышли для занятия нового рубежа обороны. Дивизия вела жесточайшие бои в районе Мосты, Витьбино, Жаберо, Охват, где, нанеся значительный урон противнику, задержала его наступление с восточной стороны. На этом участке с боями продвинулась на 10 – 12 км и освободила около 20 населенных пунктов. А 30 сентября 1941 года началась великая битва под Москвой. Она делится на два периода: оборонительный (30 сентября – 4 декабря 1941 г.) и контрнаступление (5–6 декабря 1941 года – 7–8 января 1942 г.), которое переросло затем в общее наступление наших войск на Западном (Московском), Северо-Западном и Юго-Западном направлениях (7–10 января – 20 апреля 1942 г.).

В январе – начале марта 1942 г. 133-я стрелковая дивизия воевала в составе 49-й Армии. В результате боев и наступательных действий части дивизии освободили 88 населенных пунктов.

17 марта 1942 года за проявленный героизм, дисциплину и образцовое выполнение боевых заданий в борьбе с германским фашизмом 133-я отдельная стрелковая дивизия приказом Народного Комиссара Обороны СССР № 78 от 17 марта 1942 г. преобразована в 18-ю гвардейскую стрелковую дивизию, а 3 мая того же года Указом Президиума Верховного Совета дивизия за успешные боевые действия против немецко-фашистских захватчиков была награждена орденом Красного Знамени.

С 20 марта 1942 г. по 9 февраля 1943 г. дивизия вела тяжелые оборонительные бои на Суковском рубеже протяженностью 15 км (деревни Ново-Суковка и Суковка), прозванном «Маленьким Севастополем».

Повествование о боевом пути «Дивизии прорыва» Игорь Самарин проиллюстрировал яркой презентацией со снимками бесценных архивных документов и фронтовых фотографий. Среди них — журнал боевых действий дивизии, где помимо продвижений боевого соединения и полученных бойцами и командирами наград, содержатся также сведения о потерях. Только за январь 1942 года дивизия, насчитывающая 12-13 тысяч человек, потеряла 2725 солдат и офицеров, за февраль — 2534, а за март — 4314.

В тот период на данном участке фронта велась позиционная война. Не было масштабного наступления или масштабной обороны, но проходили ожесточенные сражения — так называемая «окопная война». Бойцы дивизии оттягивали на себя вражеские силы, которые в иных условиях могли бы пополнить армию противника, рвущегося к Москве. Если бы не велась «окопная война» на одних участках фронта, не было бы решительных наступлений и прорывов на других. Однако эта дивизия участвовала не только в тяжелых позиционных боях, иначе ее не назвали бы «дивизией прорыва». На ее счету немало героических атак и штурмов вражеских укреплений, но самым ярким подвигом стало взятие Кенигсберга. Мало того, что этот город стоит на возвышенности, так и обнесен высокими средневековыми крепостными стенами. Непреступная твердыня. Но наши бойцы сделали то, что казалось невозможным, — пояснил Игорь Самарин. 

Фотографии и документы из Государственного архива Новосибирской области хранят свидетельства подвигов бойцов «Дивизии прорыва». Лектор продемонстрировал слушателям фотопортреты ее героев. Среди них — рядовой Икрам Ташметов, ставший инициатором снайперского движения в дивизии и лично уничтоживший за 9 месяцев 105 фашистов — роту врага. Другой снайпер — сержант Иван Саенко, — с февраля 1942 года до окончания войны уничтожил 240 немецких солдат и офицеров. Этот факт подтвержден справкой, которую ему выдал командир подразделения, в котором он проходил свой боевой путь.

Также в дивизии служил командиром артиллерийского отделения внук легендарного героя гражданской войны Василия Чапаева Александр. Его фото было опубликовано во фронтовой газете, которая до наших дней сохранилась в архивах.

Сохранилось и фото оркестра 18-й гвардейской стрелковой дивизии. В начале войны дивизионный оркестр состоял из 30 человек, руководил им Михаил Казаков. На базе оркестра дивизии были созданы три полковые бригады, которые действовали непосредственно на переднем крае. Давали концерты в блиндажах и бункерах, даже если зрителей было всего 10-15 человек и выступления проходили в несколько приемов. Репертуар дивизионного оркестра не ограничивался бравурными маршами. Он был широк и разнообразен, включал в себя классические произведения.

У дивизии была и своя газета — «Защита Родины», печатались листовки. Был даже свой художник — Иван Титков. Его карандашные рисунки прекрасно сохранились до наших дней. Сюжеты были разные — наши бойцы в наступлении, в обороне, в разведке, в часы отдыха и пленные вражеские солдаты.

Добровольцы

1-я Сибирская добровольческая дивизия воинов Сибиряков была создана в июле 1942 года по инициативе Новосибирского областного комитета ВКП (б). Впоследствии она получила наименование 150-й стрелковой дивизии, затем стала 22-й Гвардейской Рижской дивизией. Именно в этой прославленной дивизии воевали наши земляки, чьим именами названы улицы в г. Новосибирске – Михаил Перевозчиков, Ольга Жилина, Борис Богатков.

— Летом 1942 года враг был еще по-прежнему силен и собирал новые силы для наступления на Кавказ, на Москву, на Сталинград. В этих условиях во многих регионах нашей страны стали формироваться добровольческие дивизии. Новосибирская область не стала исключением. Данная инициатива была оформлена официально и направлена Иосифу Сталину. Его согласие было получено спустя несколько дней — 2 июля. А уже 4 июля было подано первое заявление. А на 7 июля их было уже 2723. К 22 июля в добровольческую дивизию было принято 5410 рядовых и 715 младших офицеров и еще прибыло 984 человек из кадрового младшего состава. Всего же дивизия насчитывала на тот момент 7179 солдат и младших офицеров. И на этом набор добровольцев не закончился, — рассказал Игорь Самарин.

Первым командиром дивизии стал Николай Гузь. Лектор показал слушателям уникальный документ – его наградной лист к ордену «Красного Знамени», хранящийся в Центральном архиве Министерства обороны РФ и рассказал, что Николай Олимпиевич был выдающимся офицером. Командовал 345-й стрелковой дивизией, участвовавшей в обороне Севастополя (дивизия уничтожена полностью, но знамя удалось сохранить, был командиром 150-й стрелковой добровольческой дивизии им. Сталина, а затем — 22-й Гвардейской стрелковой дивизии и 338-й стрелковой дивизии. Кавалер орденов «Красного Знамени» и «Отечественной войны 1-й степени».

Перед партийным руководством Новосибирской области ставилась задача не просто создать добровольческую дивизию, а оказывать ей всестороннюю помощь и обеспечивать пополнение.  что она будет ей всецело помогать и пополнять, что и делалось с большой самоотверженностью и эффективностью, — отметил Игорь Самарин.

В числе добровольцев был Михаил Перевозчиков. Поскольку он был секретарем Новосибирского обкома комсомола, у него имелась бронь, но тем не менее, Михаил Георгиевич настойчиво стремился попасть на фронт. Ушел на фронт добровольцем и погиб в жестоком сражении с фашистами под городом Белым 25 ноября 1942 года, отражая танковую атаку противника. Его именем названа улица в Заельцовском районе Новосибирска.

Одна из улиц Центрального района Новосибирска носит имя Ольги Жилиной, которая стала одной из первых девушек, подавших заявление с просьбой зачислить их в состав 22-й Добровольческой дивизии.

Жизнь этой удивительной женщины окутана тайной. Точная дата ее рождения неизвестна, только год — 1914. Родилась Ольга Васильевна в Колывани, будучи ребенком, лишилась родителей и попала под опеку родных теток, которые забрали ее в Новосибирск. В наши дни сотрудники Государственного архива Новосибирской области попытались установить дату ее рождения. Для этого обратились к метрическим книгам православных храмов Колывани. От 1914 года сохранились книги только двух церквей из трех существовавших в те времена. В них рождение и крещение Ольги Жилиной не было зафиксировано. Третью книгу найти не удалось, — рассказал лектор.  

Ольга окончила среднюю школу, училась на рабфаке, но не окончила его. Какое-то время работала продавцом в магазине, а потом загадочным образом попала в отдел кадров обкома партии. Затем — в отдел кадров управления НКВД по Новосибирской области, а потом и вовсе возглавила военный отдел в Центральном райкоме партии. Кроме того, Ольга Жилина занималась стрельбой, показывая отличные результаты, увлекалась спортом, бегала кросс, учила немецкий язык. У нее, как и у Михаила Перевозчикова, тоже была «железная» бронь, но тем не менее, она предпочла пройти курсы медсестер и стать фронтовым санинструктором.

За два года пребывания на фронте инструктором медсанбата Ольга Жилина перенесла восемь ранений, вынося раненых из самых тяжелых боев. Одновременно с этим она еще была снайпером и на ее счету есть уничтоженные солдаты и офицеры противника.

 8 октября 1944 года в районе селения Бумбиери под Ригой она вынесла 17 раненых бойцов из горящего сарая, подожженного фашистами. Там же была смертельно ранена. Но и тут не обошлось без загадок. Позднее нашлась очевидица этих событий. Женщина рассказала, что из злополучного сарая Ольга Жилина вышла живой, но с двумя ранениями. От перевязки отказалась. Далее они вместе отправились на передовую — выносить раненых с поля боя. И вот там-то Ольга Васильевна и была убита.

Ольга Жилина получила за свои ратные подвиги 4 боевых награды, в том числе Орден Красной Звезды, Орден Красного Знамени, медаль «За боевые Заслуги» и орден Отечественной войны I степени посмертно.

В составе 22-й Сибирской добровольческой дивизии воевал и молодой новосибирский поэт Борис Богатков. Его стихи начали печатать в 1940 году в журнале «Сибирские огни». В 1941 году он ушел добровольцем на фронт, но после контузии был эвакуирован в Новосибирск. В 1942 году, несмотря на запреты медиков, вернулся на фронт. Погиб спустя год в Смоленской области, поднимая свой взвод в атаку. По воспоминаниям очевидцев, в тот момент его взвод шел на врага с его песней. Ему было всего 20 лет.

Борис Богатков посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Его именем названы улица, школа и библиотека в Новосибирске.

«Новосибирцы – фронту»

Новосибирцы внесли свой значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне не только на полях сражений, но и в глубоком тылу. Оказывали помощь жителям Ленинграда — отправляли эшелоны с маслом, одеждой, продуктами и всем необходимым.

«Новосибирский комсомолец» — так назывались и колонны танков, и эскадрильи самолетов, а их было шесть. В Государственном архиве Новосибирской области хранятся потрясающие документы — подписные листы о сборе средств на строительство второй эскадрильи «Новосибирский комсомолец» среди учащихся 2-3 классов школ Сузунского района. Дети отдавали свои карманные деньги, что уж говорить о взрослых, которые жертвовали свои сбережения. Известны случаи, когда люди, которым была присуждена Сталинская премия, всю ее без остатка отдавали в фонд обороны, либо направляли на постройку авиаэскадрилий «Новосибирский комсомолец» или «За Родину!». В финансировании постройки боевых самолетов и танков участвовали промышленные предприятия, колхозы, совхозы, различные трудовые коллективы. Также на средства трудящихся были построены 24 гвардейских минометов БМ-13 «Катюша», которые были переданы 4-му Гвардейскому минометному Севастопольскому полку, над которым наша область взяла шефство. Также на народные деньги была достроена подводная лодка «Новосибирский комсомолец». Строительство субмарины началось еще до войны, и предназначалась она для отправки на Черноморский флот, но по каким-то причинам работы были прекращены. Новосибирцы выступили с инициативой о сборе денег на завершение строительства и предложили передать подводную лодку Северному флоту. При содействии облкома комсомола и масштабном отклике со стороны населения необходимая сумма была собрана. Субмарину достроили, присвоили ей название «Новосибирский комсомолец» и по железной дороге отправили на базу Северного флота в город Полярный. Делегация новосибирских комсомольцев присутствовала 10 августа 1943 года на митинге по случаю передачи «Новосибирского комсомольца» морякам Северного флота. Всего эта лодка совершила 4 военных похода, по официальным данным ею был потоплен один транспорт потоплен, но сам экипаж лодки утверждал, что было уничтожено 2 вражеских корабля большого водоизмещения. С тех пор на Северном морском флоте всегда есть подводная лодка с названием «Новосибирский комсомолец», — рассказал Игорь Самарин.   

В годы войны Новосибирск жил под одним девизом: «Все для фронта, все для победы». Игорь Самарин озвучил некоторые данные, собранные с историками и сотрудниками архивов, чтобы обосновать присвоение Новосибирску звания «Город трудовой доблести». Эта информация впечатляет: новосибирскими оборонными предприятиями была произведена почти треть снарядов (около 125 млн) и четверть боевых истребителей (более 15 с половиной тысяч). Колхозы и совхозы Новосибирской области заготовили для государства более 1 млн 750 тыс. тонн зерна и более 70 тыс. тонн мяса, передали на нужды фронта почти 4 тыс. автомашин и тракторов, около 28 тыс. лошадей.

Свою лекцию Игорь Самарин сопровождал яркими презентациями с фото уникальных и редких документов из Государственного архива Новосибирской области и архива Новосибирского военно-исторического научного общества, что воспринималось аудиторией с особым интересом, тем более, что большинство ее составляли студенты бакалавриата и магистратуры по направлению «История», а также сотрудники Гуманитарного института НГУ.



Материал подготовил: Елена Панфило, пресс-служба НГУ
Фото: Инесса Бахарева
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на использование cookies и обработку своих данных. Узнайте подробности или измените свои настройки cookies.