В этом году выпускники Физического факультета НГУ Николай Винокуров — профессор кафедры физики ускорителей ФФ НГУ, заведующий лабораторией ИЯФ СО РАН — и Андрей Грицан (профессор университета Джона Хопкинса) были избраны почетными членами (Fellows) Американского физического общества по отделениям физики ускорителей и физики элементарных частиц. Американское физическое общество каждый год избирает в Fellows своих выдающихся членов, но престижной номинации удостаиваются не более 0,5 % от общего числа награжденных.
Андрей Грицан был избран обществом за «выдающийся вклад в открытие и исследование бозона Хиггса на Большом адронном коллайдере в ЦЕРНе и за выдающийся вклад в измерение параметра sin(2α) на коллайдере PEP II в Центре Стэнфордского линейного ускорителя» по «Отделению частиц и полей», а Николай Винокуров удостоился номинации «за новаторскую теоретическую и экспериментальную работу в области лазеров на свободных электронах и ондуляторов для источников синхротронного излучения и лазеров на свободных электронах» по «Отделению физики пучков».
Андрей Грицан рассказал о проектах, благодаря которым он был избран почетным членом Американского физического общества, и подчеркнул, что решение об избрании в общество дает стимул к продолжению и углублению исследований.
— Я работаю на Большом адронном коллайдере с 2005 года в коллаборации CMS, где во время открытия бозона Хиггса в 2012 году я был лидером группы по поиску и изучению распада бозона на два тяжелых z-бозона. Вместе с другими учеными мы разработали методику определения бозона Хиггса на фоне множества других частиц. Обработка данных с этой методикой позволила объявить об открытии бозона Хиггса. Работу же в другом проекте, эксперименте BABAR в Центре Стэнфордского линейного ускорителя, я начал еще в 1994 году в ИЯФе, будучи студентом магистратуры НГУ. Самым интересным для меня в этом проекте было изучить виртуальный процесс, когда достаточно легкий b-кварк распадается на две виртуальные частицы с массой во много раз больше, а потом эти частицы схлопываются обратно на более легкий кварк. На проекте BABAR я показал, что в одних процессах такой распад ведет к странной поляризации частиц, а в других распадах (в ρρ) он дает малый вклад. Это позволило нам использовать эти распады для самого точного измерения параметра sin(2α), который описывает матрицу Кабиббо — Кобаяши — Маскавы, в свою очередь описывающую слабые взаимодействия и важную для понимания разницы между веществом и антивеществом, — объяснил Андрей Грицан. Важность двух этих проектов доказана тем, что теоретические работы Питера Хиггса и Франсуа Энглера, а также Макото Кобаяши и Тосихидэ Маскавы были удостоены Нобелевских премий в 2013 и 2008 годах именно благодаря экспериментальному подтверждению их теорий на этих проектах.
Выпускники ФФ НГУ не раз становились признанными на международном уровне. Например, в 2017 году Александр Александров, Александр Чернышев и Алексей Буров были также избраны почетными членами Американского физического общества, Валерий Лебедев стал «заслуженным ученым» Национальной ускорительной лаборатории им. Энрико Ферми в Чикаго, а еще физики НГУ Сергей Клименко и Юрий Миненков внесли свою лепту в открытие гравитационных волн, которое удостоилось Нобелевской премии по физике в этом же году.