Елена Коновалова, театральный обозреватель из Красноярска, рассказывает, как выбрала себе направление: «Сначала я писала на абсолютно разные темы в культуре. Мне было интересно всё. Сейчас тоже интересно, просто физически не хватает времени. Я писала о музыкантах, о выставках, о театре. Но в какой-то момент поняла, что появилась тема, которая стала занимать гораздо больше времени, сил, желания. Моей темой стал театр».
В рамках конкурса журналистского мастерства «Аргонавты» Елена Коновалова рассказала о том, что нужно журналисту, который хочет писать о культуре.
Приводим некоторые цитаты из её лекции.
- Чтобы научиться танцевать, надо танцевать. Чтобы научиться писать, надо писать. Если человек хочет заниматься какой-то темой, он должен в ней развиваться. Если это театр, нужно постоянно смотреть спектакли, не только премьеры, завязывать какие-то знакомства (прежде всего, с пресс-службами, артистами). Нужно полностью погружаться в этот процесс, чтобы быть своим человеком. То же самое и в музыке, и в живописи.
- «Журналист, который пишет о театре, – это очень опытный, образованный, умный зритель». Это увлечённый зритель, который любит театр, хочет углубляться в это знание и умеет рассказать об этом знании другим.
В периодических СМИ вы обращаетесь в первую очередь к зрителям, к тем людям, которые посещают выставки, концерты, спектакли. Вы до них должны донести информацию на понятном им языке, ознакомить их с тем, что вы увидели, услышали, узнали.
Профессионалы – художники, музыканты, артисты – будут с уважением относиться к вашей точке зрения, к вашим оценкам, если увидят, что вы не искажаете факты (подаёте информацию так, как она есть). Не стыдно чего-то не знать, стыдно – не пытаться узнать. Вам простят какое-то неведение, незнание, если увидят искренний, живой интерес.
- Модный формат сейчас – «Пять главных культурных событий недели». Но подобный анонс (в любом случае, реклама) – самый простой и примитивный способ подачи информации.
Люди, профессионально занимающиеся театром, сетуют, что исчезли творческие портреты. Это очень сложный жанр. Чтобы написать творческий портрет артиста, вы должны знать всю его биографию или хотя бы какую-то её часть, а затем проанализировать, что он сыграл, какие образы создал. С интервью просто: пришёл – задал вопросы – написал. Интервью – самый популярный жанр. Главное – живость беседы.
- «У артистов принято не любить критиков. Но не любят они их не только за то, что те их ругают, но, в основном, за то, что критики хвалят других артистов».
- Запретные темы – это постельные отношения. Есть издания, которые очень охотно берутся за это: «У режиссёра N – две любовницы и молодой любовник на подходе». Но после такого материала вы станете человеком, перед которым закроются все двери. Даже если то, что вы напишете, будет правдой.
Не надо бояться испортить отношения. Всем не угодишь. Никогда. Будьте честны.
Помните, как у Булгакова? «Что видишь, то пиши, а чего не видишь, не пиши». Всё очень просто.
- Антиреклама – лучшая реклама. Те пресс-секретари или руководители учреждений, которые перестают вас куда-то пускать, потому что им кажется, что вы про них плохо написали, – люди недалёкого ума. С этим ничего не поделаешь. Есть умные пресс-секретари, которые руководствуются принципом «пускай хоть что пишут, лишь бы вообще упоминали».
- Когда вы пишете свой первый текст, вы дилетант – даже если у вас есть диплом о высшем образовании. Но, когда вы начинаете писать ещё, ещё и ещё, при этом что-то читать, беседовать с людьми, ваш профессионализм растёт на глазах.
Самое интересное, что сначала вам кажется, что вы всё знаете. Первый десяток текстов, и у вас появляются какие-то знакомства, вы пьёте с артистами кофе, общаетесь с ними, вроде как вас уже узнают на вахте – стали своим человеком. Возникает иллюзия – «я всё знаю». А отправишься на фестиваль – и понимаешь, что вообще ничего не знаешь.
- Главный вопрос: «О чём спектакль и для кого?». Не вздумайте задавать этот вопрос режиссёру! Но для себя вы должны понимать, о чём этот спектакль, что им хотели сказать.
- Пьеса и спектакль – это не одно и то же. Поэтому самая сложная аудитория – учителя школы. Они всегда знают «как надо» – «Режиссёр исказил нашего Чехова!».
- Не надо идти на событие – на спектакль или концерт – заранее предполагая, что там будет. Когда вы прочитали пьесу, у вас сложилось какое-то представление. Не надо думать, что оно единственно правильное и должно быть именно таким. Но во время спектакля ничего не надо анализировать. Вы пришли удивиться! Приходите удивляться!
Записала Анастасия Грасмик