Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!»

21 апреля прошел Тотальный диктант – одно из самых известных мероприятий НГУ, организаторы которого за три года превратили университетское мероприятие в международную акцию. Каждый желающий мог прийти и проверить свою грамотность на одной из 116 площадок, открытых в 85 городах по всему миру.

Мы спросили у студентов НГУ, какое правило русского языка они помнят.

Дарья, факультет журналистики:

– В корнях -гор-, -гар- под ударением пишем «а», а без него – «о».

В корне -гар- – -гор- под ударением пишется а, без ударения – о (зага́р, уга́р – загоре́лый, угоре́ть). Исключения: вы́гарки, и́згарь, при́гарь (специальные и диалектные слова).

Сергей, механико-математический факультет:

– Частица «не» с глаголами пишется раздельно.

Отрицание не с глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) пишется раздельно (не брать, не был, не зная, не спеша).

Посмотреть правило полностью – http://www.evartist.narod.ru/text1/38.htm#%D0%B7_07

Анна, выпускница ГФ, сотрудник НГУ:

– Правила написания окончаний наречий: нужно запомнить два слова «навзао» и «досиза». Если в наречии приставки: на-, в-, за-, то оно заканчивается на о (направо, задолго). Если же наречие начинается с приставок: до-, с- или из -, тогда на конце будет а (допоздна, слева, издавна).

Наречия с приставками в-, за-, на-, образованные от кратких прилагательных, имеют на конце букву о, а наречия такого же происхождения с приставками до-, из-, с- имеют на конце букву а (вправо, засветло, накрепко; досыта, изредка, снова).

Светлана, факультет иностранных языков:

– Первое, что приходит в голову, это, конечно же: -жи-, -ши- пиши с буквой и». Остальные правила соблюдаются при письме, но сразу на ум не приходят… Хотя еще вспоминаются две буквы -нн- в причастиях. Например, в слове «заинтересованный» их точно две! (смеется).

Иван, физический факультет:

– Помню, как в 9 классе мы писали диктанты всю неделю, практикуя правило "удвоенное -нн- в суффиксах причастий". Отныне я ошибок в нем не допускаю. Спасибо вам, Тамара Ивановна!

В полных формах страдательных причастий прошедшего времени, образованных от совершенного вида (как приставочных, так и бесприставочных) пишется нн, (купленный, исправленный, названный, решённый, высушенный, брошенный, данный, проработанный, встроенный и др). В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется одно н (правленый, жареный, вареный, кипяченый, глаженый, стираный, ломаный, плавленый, мороженый, а также раненый). С одним н пишется прилагательное смышленый.

Посмотреть правило полностью - http://www.evartist.narod.ru/text1/34.htm

Мария, факультет журналистики:

– О, этот мягкий знак! Ну куда же от него денешься. Там он нужен, а здесь он лишний... Однако учительница у нас была строгая и требовательная: -тся и -ться различать научила очень просто. Да, там, конечно, было «официальное правило» про инфинитив глагола, и его же третье лицо... Но мы запоминали проще: если в вопросе, который можно задать глаголу, есть мягкий знак, то он пишется и в слове, и наоборот. До сих пор иногда спрашиваю себя «Что делает?» или «Что делать?». Вот таким философским способом и вычислялся у меня мягкий знак.

Буква ь пишется: 1) в неопределенной форме глагола (умывать – умываться, беречь – беречься); 2) в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени (купаешь – купаешься, возвратишь – возвратишься); 3) в повелительном наклонении после согласных (исправь – исправьте, спрячься – спрячьтесь; но: ляг – лягте); 4)в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука (вернусь, вернитесь, вернулись).

Посмотреть правило – http://www.evartist.narod.ru/text1/33.htm

Антон, аспирант, сотрудник НГУ:

– Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!».

После ц в корне пишется и, а не ы: цианистый, цибик, цибуля, цивилизация, цигарка, цигейка, цидулка, цикада, цикл, цикорий, цимбалы, цинга, циновка, цирк, циркуль, цирюльник, цитата, цитварный, цифирь, цифра, панцирь и др. Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и однокоренные с ними слова (цыганский, цыплятина, цыпка, цып-цып, цыкать и др.).

Посмотреть правило – http://www.evartist.narod.ru/text1/22.htm

Елена, факультет иностранных языков:

– Причастный оборот выделяется запятыми во всех случаях, когда идет после зависимого слова. Если перед – обособление не нужно.

Как правило, обособляются (отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) согласованные распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого слова, например: Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (Чехов); Бледный свет, похожий на чуть разбавленную синькой воду, заливал восточную часть горизонта (Паустовский).

Посмотреть правило полностью – http://www.evartist.narod.ru/text1/45.htm

Павел, факультет информационных технологий:

– Попытаюсь описать правило про тире вроде: «Вася пришел домой в 11 часов вечера, а Петя – в 12». Если, конечно, я его не сам придумал. В общем, когда есть противопоставление с союзом "а" и происходит повторение действия в обеих частях предложения, то если действие во второй части исключить, то нужно поставить тире.

Тире ставится в неполном предложении, являющемся частью сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и в месте пропуска делается пауза, например: Они стояли друг против друга. Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице (Фадеев); Карманы были двойные – внутренний – из полотна, внешний – из серого коленкора (А. Югов). При отсутствии паузы тире не ставится, например: Алеша смотрел на них, а они на него (Достоевский); Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку (Чехов); Ты делаешь вещи долгие, а я короткие (Леонов).

Посмотреть правило полностью – http://www.evartist.narod.ru/text1/42.htm#_top

Анна, механико-математический факультет:

– Приставки пре- и при-. Пре- употребляется в значении пере- или преувеличения. При- может обозначать приближение, неполноту действия, присоединение.

1. Приставка пре- придает словам: а) значение высокой степени качества или действия (возможно заменить приставку словами «очень», «весьма»), например: преинтересный, пренеприятный, преувеличивать, преуспевать; б) значение «через», «по-иному» (близкое к значению приставки пере-), например: превращать, преображать, преступать. 2. Приставка при- придает словам следующие значения: а) пространственной близости, смежности, например: прибрежный, пришкольный; б) прибавления, приближения, присоединения, например: приделать, прибивать, примыкать; в) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок, например: приоткрыть, приостановиться; г) доведения действия до конца, например: придумать, пристукнуть; д) совершения действия в чьих-либо интересах, например: приберечь, припрятать.

Посмотреть правило полностью – http://www.evartist.narod.ru/text1/26.htm

Анна, гуманитарный факультет:

– Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. Например: "покупая подарки, у него закончились деньги" – неправильно, а "покупая подарки, он потратил все деньги" – верно.

Действие, обозначаемое деепричастием (деепричастным оборотом), относится, как правило, к подлежащему данного предложения (например: Подведя итоги прений, председатель собрания отметил общность взглядов докладчика и участников совещания). Если же производитель действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и производитель действия, обозначенного деепричастием, не совпадают, употребление деепричастного оборота стилистически ошибочно (например: «Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза» (переходя относится к стрелочнику, а оглушил – к свистку).

Посмотреть правило полностью – http://www.evartist.narod.ru/text1/69.htm#%D0%B7_02

Дарья, экономический факультет:

– Правило расстановки запятых, насколько важно в нужном месте ставить запятые. Вспоминаю мультик Юрия Прыткова, "В стране невыученных уроков", где жизнь героя зависела от того, как он расставит знаки препинания. То самое казнить нельзя помиловать. Под впечатлением от мультика, появилось желание написать веселый рассказ, обыгрывая значимость запятых. Сносить нельзя строить, уйти нельзя остаться, казнить нельзя помиловать. Задумка наивная, конечно, в рассказе главные герои – запятая и другие знаки препинания. Еще из забавных школьных правил, которые вспоминаются, «уж замуж невтерпеж».

На конце наречий после шипящих пишется буква "ь" (наотмашь, настежь, прочь). Исключения: уж, замуж, невтерпеж.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на использование cookies и обработку своих данных. Узнайте подробности или измените свои настройки cookies.