«Роза в бутылке? Это еще зачем? Как-то она в общий колорит не вписывается… Так это, наверное, ее замораживать азотом будут!.. Точно!» – переговаривались негромко две студентки, раскрывая случайным слушателям самые интересные «фишки» предстоящего мероприятия. Впрочем, разные догадки мелькали у всех, сидящих в аудитории. И не только сидящих – на лекцию Евгения Ивановича Пальчикова, проходившую в рамках юбилея ФФ, явилось столько интересующихся физическими опытами, что места для всех не хватило даже в Большой физической аудитории.
Вы когда-нибудь держали в руках стекло иллюминатора космического корабля, разбитое настоящим метеоритом? Если ваш ответ «Да», то одно из двух: или вы – космонавт-испытатель, или лекция Евгения Ивановича Пальчикова, профессора кафедры общей физики, не прошла мимо вас.
– Так вышло, что пятидесятилетие физфака НГУ совпало с пятидесятилетием первого полета человека в космос. Видимо, это совпадение не случайно. В такое время жили, когда у всех была высокая энергия, – заметил Евгений Иванович.
Профессор начал с опытов, так или иначе связанных с космическими испытаниями. Вот тогда и отправилась гулять по рядам коробочка с образцом иллюминатора… Тем временем речь шла о кумулятивных снарядах.
– Вот опыт, который любил показывать Михаил Алексеевич Лаврентьев, – профессор демонстрировал аудитории цилиндрический прибор, напоминающий советский пылесос «Буран» с длинной трубой, – из трубки бьет струя воздуха. В нее можно поместить шарик, и он будет устойчиво держаться. В принципе, подойдет обыкновенный домашний фен… Здесь главное – направленный поток воздуха.
Чудеса науки физики: шарики различного диаметра – и для пинг-понга, и для большого тенниса, и даже воздушный шар – зависали в струе. Когда профессор наклонял трубку, шарики все равно оставались на месте.
Однако эксперимент с «пылесосом-наоборот» был только разминкой. Евгений Иванович поместил на стол ящик, в котором с одной стороны было прорезано отверстие, а с противоположной – натянут упругий материал. Так аудитория увидела, что такое кольцевые вихри и как ими можно затушить свечку причем с довольно большого расстояния.
– Эту технологию используют для тушения горящих факелов нефти и газа, – объяснил профессор и тут же организовал небольшой «пожар» с последующим его тушением.
Другой опыт вызвал волну одобрения у фанатов фильма «Звездные войны»: Евгений Иванович продемонстрировал катушку Румкорфа. Он начал заряжать стеклянную трубку, наполненную газом, так, что некоторые зрители забормотали: «Смотри, смотри! Светится, как меч джедая!».
– В стеклянную трубочку введены два электрода, – пояснил профессор, – воздух частично откачан. Происходит ионизация газовых разрядов. Обратите внимание, палочка с парами ртути и палочка с ксеноном светятся по-разному. Если мы откачаем воздух совсем, то получится рентгеновская трубка, а если сделаем два электрода с боку и по краям два зеркала, то будет лазер. Кроме всего прочего, именно в этих разрядных трубках впервые были обнаружены электроны, ионы. И отсюда берут начало ускорители частиц.
Познакомившись с «прародителем» коллайдера, слушатели лекции узнали, как правильно нужно вдыхать гелий из шариков, чтобы получался смешной голос. Добровольцы испытали на себе действие этого газа, чем вызвали бурное веселье в аудитории. Профессор рассказал, что мало просто вдохнуть гелий: нужно после «глотка» немного выпустить газ через нос.
– А почему так меняется голос, я вам объяснять не буду. Подумайте на досуге. Это вам домашнее задание, – пропищал«гелиевым голосом» Евгений Иванович, откашлялся и продолжил вещать в привычном режиме.
Ведь напоследок остались опыты с жидким азотом – то, чего все ждали с таким нетерпением.
Ассистенты выливали «волшебную» жидкость в ведро, густые клубы испарений поднимались вверх, производя фурор. Больше всего радовались непонятно откуда взявшиеся дети. Когда дело дошло до опытов с жидким азотом, выяснилось, что и семилетние малыши пришли с родителями на лекцию Пальчикова.
– Можно руку опустить в жидкий азот и ничего не будет, – профессор зачерпнул немного азота. – Если ладонь намочить и вытереть, микронеоднородностей станет меньше, и можно будет держать руку в жидком азоте долго. Он так вот сразу ничего не замораживает, потому что образуется газовая подушка.
Евгений Иванович развеял миф о том, что жидкий азот может превратить человека в лед. Показав аудитории отрывок из художественного фильма, где мужчина по ошибке через кислородную маску надышался азотом и рассыпался осколками, профессор заявил, что этому эпизоду нельзя верить. Катая каплю жидкого азота на ладони, Евгений Петрович рассказывал:
– Азот интенсивно кипит, как капелька воды на раскаленной сковороде. Поэтому жидкость не касается поверхности руки. Она путешествует спокойно. Но главное ее не задерживать на одном месте. А то сразу начнется смачивание жидким азотом и участок руки побелеет. Мы ведь с вами в Сибири живем и знаем, как на морозе белеют нос и щеки. Однако никто из вас не рассыплется, как тот человек из фильма.
Затем профессор показал, как можно набирать в рот жидкий азот и выпускать его в виде испарений. Евгений Иванович, как факир, выдохнул густой белый «дым» и добавил:
– А вот глотать не стоит. Язва желудка будет. Из одного кубического сантиметра жидкости образуется один литр газа.
Профессор налил в бутылку азот, плотно закрыл ее и сказал, что минут через пять «будет взрыв бомбы». И пока все томились в ожидании «большого бабаха», профессор продолжал опыты: помещал в азот резиновую трубочку, а затем разбивал ее вдребезги, как стеклянную. Опускал в ведро длинную трубу, и азот начинал фонтанировать под самым потолком.
А бутылка, которую спрятали под амфитеатр, все-таки рванула! Ровно через пять минут. Как раз в тот момент, когда замораживали ту самую розу…
ТЕКСТ: Мария Ерфилова
ФОТО: Юлия Огородникова