Новая рубрика "ВЫПУСКНИКИ". Во вторник и четверг на сайте www.nsu.ru можно прочитать воспоминания выпускников НГУ разных лет.
Виктор Иванович Суслов
Доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, профессор НГУ,
заместитель директора по науке и заведующий Лаборатории моделирования и анализа экономических процессов Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, секретарь Высшего экономического совета Сибирского федерального округа.
Выпускник экономического факультета 1971 года.
"Я начинал учиться в Ленинградском государственном университете. Помню, как один из его руководителей, поздравляя нас, успешно сдавших экзамены и ставших первокурсниками, сказал, что мы очень быстро почувствуем, как сильно «выросли» по сравнению с нашими друзьями-товарищами, поступившими в другие вузы. Наверное, он был прав. Несмотря на все мое уважение к друзьям-товарищам. Но в большей мере эти слова были справедливы к Новосибирскому (я перевелся сюда на втором курсе в 1968 году), а не Ленинградскому университету. В 60-е и большую часть 70-х годов прошлого века НГУ был одним из несомненных лидеров высшего образования СССР. Многие лидерские позиции «по инерции» сохраняются. Зная ситуацию с высшим образованием в городе, могу утверждать, что, несмотря на обилие «университетов», качество образования и студенческого контингента в НГУ на голову выше, чем в других вузах.
В студенческой жизни было много из того, что хочется вспоминать, но прежде всего это люди. Наши преподаватели, профессоры, доценты с кандидатами. Именно они создали, сотворили, слепили, изваяли (как еще?) ту университетскую ауру, в которой Университет, даже мысленно, не может быть не с большой буквы. Первое место среди них для меня занимает мой учитель Александр Григорьевич Гранберг – научный руководитель моих первых еще курсовых работ, доктор экономических наук (по-моему, самый молодой в то время в СССР), известный во всем мире академик Российской академии наук, наследник по этой линии Вернадского, Губкина, Немчинова.
Нас учили очень хорошо. Математику, в частности, нам, экономистам, давали так же, как математикам. Сейчас учат заметно хуже. Не могу назвать ни одного предмета, знания которого, полученные в университете, мне так или иначе не пригодились в жизни. Даже материалистическая диалектика и история партии (одна из двух дисциплин, по которым у меня во время учебы не было чистой пятерки; вторая – военная подготовка). Но главное даже не в этом. Нас учили и научили думать, мыслить абстрактно, учиться. Я учусь до сих пор. Например, я веду один из базисных курсов экономического образования – эконометрию, и практически все мои знания в этой области приобретены уже после окончания университета. Нам дали мощный импульс к пониманию того, что, будучи вовлеченным в любой процесс, надо всегда видеть конечную цель, к умению четко, без «воды», интересно, рельефно изъясняться устно и письменно. Когда я засыпаю на первой странице какого-нибудь текста или на третьей минуте какого-нибудь доклада, то точно знаю, что его автор не имеет Университетского образования (к сожалению, таких текстов и докладов становится все больше). Я физически не могу выступать перед аудиторией, у которой «пустые глаза», которую я не смог расшевелить, заинтересовать. Это тоже все – Университет.
В 2009 году мне исполнилось шестьдесят лет. Где-то я прочитал, что на шестом десятке мыслительные возможности человеческого мозга по сравнению с двадцатилетним возрастом снижаются в 20 раз. Уверен, для тех, кто получил Университетское образование, работает в науке, в сфере высшего образования, это не совсем так. Хотя, конечно, о ста процентах мечтать не приходится. Я бы пожелал НГУ остаться школой знаний (франко-германская, российская модель образования), усилив – факультативно – позиции школы навыков-компетенций (англо-саксонская модель). Напомню: Первую промышленную революцию совершили англичане (школа компетенций), переведя в технологии те знания, которые были получены в континентальной Европе (школа знаний). Также желаю университету не потерять свое лицо в Болонском процессе. Ведь за выпускниками НГУ все еще «охотятся» крупнейшие мировые компании, а не за выпускниками других российских вузов".
На фото: В читальном зале университетской библиотеки. 1960-е гг.
ТЕКСТ: По материалам книги "НГУ: вчера, сегодня, завтра. Воспоминания. Очерки. Интервью", Новосибирск, 2009 г. ФОТО: Музей истории НГУ