В начале учебного года в Новосибирском государственном университете открылась Цифровая кафедра, которая помогает студентам не IT-направлений осваивать актуальные цифровые навыки для дальнейшей работы и жизни. На первые пять программ профессиональной переподготовки было подано более 1200 заявок от слушателей не только Новосибирска, но и других городов России. Входной ассессмент успешно прошли более 900 человек, а по итогам промежуточной проверки в декабре 2022 года обучение продолжили 669 человек: «Digital Marketing» – 358 человек, «Базовое программирование на языке Python» – 134, «Технологии управления свойствами биологических объектов. Методы биоинформатики и молекулярной биологии», – 84, «Цифровая трансформация. Введение в искусственный интеллект» – 74, «Цифровая геология» – 19.
— Как совместный проект с IT-компаниями Новосибирска и Министерством цифрового развития и связи Новосибирской области, Цифровая кафедра НГУ является региональной с самого создания и открыта для студентов вузов региона. Например, в текущем учебном году для реализации проекта были заключены соглашения о сотрудничестве с пятью вузами Новосибирска: НГАCУ (50 обучающихся в текущем году), НГУАДИ (92), СГУГиТ (52), НГУЭУ (225), НГПУ (127). Тем не менее, география участия не ограничивается нашим регионом: по программам кафедры учатся, например, жители и Северо-Западного, и Дальневосточного федеральных округов. Надеемся, что второй набор на программы Цифровой кафедры НГУ будет еще более масштабным, — рассказала начальник управления академической политики НГУ Марина Шашкова.
К реализации программ профессиональной переподготовки на Цифровой кафедре НГУ привлечены преподаватели из Санкт-Петербурга, Перми, Сочи, Новосибирска, а также представители индустриальных партнеров (ПАО «Газпром Нефть», ООО «Новые программные системы», ИХБФМ СО РАН, ООО «Медико-биологический союз», BostonGene и др.). В 2022-2023 учебном году в состав команды преподавателей входит более 30 человек, из них 50 % – представители индустрии.
Следует отметить, что некоторые программы до запуска в рамках Цифровой кафедры были частично апробированы. Например, модули программы «Базовое программирование на языке Python» были частью проекта «Цифровые профессии 2021» (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»); по ним обучение прошли 65 человек из 42 городов России. А методы биоинформатики и молекулярной биологии частично использовались в рамках проведения Всероссийской НТО по профилю «Геномное редактирование» и образовательных мероприятий Всероссийской студенческой олимпиады «Я — профессионал» по направлению «Биоинформатика и биоинженерия».
— Благодаря проекту «Цифровая кафедра» в НГУ создан пул новых курсов дополнительного профессионального образования, доступных для студентов параллельно с освоением основных образовательных программ. Это способствует формированию широкого компетентностного профиля выпускников НГУ, обеспечивает индивидуализацию траекторий обучения, удовлетворение потребности в освоении дополнительных цифровых квалификаций. В краткосрочной перспективе мы планируем расширить сеть индустриальных партнеров для разработки новых программ ДПО, запустить программы для студентов IT-направлений, а также внедрить IT-модули в основные образовательные программы, которые обеспечат возможность получения на бесплатной основе дополнительной квалификации к моменту завершения обучения, — добавила Шашкова.
«Цифровые кафедры» – совместный проект Министерства науки и высшего образования и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, направленный на формирование компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации в области информационных технологий.
Проект реализуется в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В нем принимают участие вузы – участники программы стратегического академического лидерства Минобрнауки России «Приоритет 2030». О задачах и проектах НГУ, реализуемых в рамках программы, можно узнать на сайте.