Что из себя представляет новая модель обучения в аспирантуре в НГУ?

Поступившие в Новосибирский государственный университет аспиранты с этого учебного года будут строить обучение по новой модели. Это означает, что основной целью обучения является подготовка кандидатской диссертации к защите. В соответствии с этим изменением и исследовательская, и образовательная траектории учащихся выстраиваются по-новому, и аспирантура позволяет методично, плавно и равномерно заниматься подготовкой диссертации.

Изменения в научной траектории

Поскольку основная цель — это подготовка к защите кандидатской диссертации, усиливается научная компонента аспирантуры. Это означает, что гораздо больше времени в трехлетней программе обучения выделяется на самостоятельную научную работу студента, взаимодействие с научным руководителем и соблюдение других обязательных условий (участие в конференциях, публикация научных статей и т.д.).

Еще больший вес приобретает работа с научным руководителем. При составлении индивидуального плана аспирантуры учащийся должен согласовать дисциплины и сроки их освоения с научным руководителем, чтобы не упустить важные предметы, а также согласовать выбор диссертационного совета (НГУ или ВАК) для защиты, чтобы в конце трехлетнего обучения быть готовым к защите диссертации.

Если аспирант выбирает защиту в диссертационном совете ВАК, ему необходимо внести в учебный план подготовку к кандидатским экзаменам. Защите в диссертационном совете НГУ не требует сдачи таких экзаменов и в целом по процедуре значительно проще и быстрее с бюрократической точки зрения.
Важно! Индивидуальный план научной деятельности должен быть сформирован в Личном кабинете до 20 сентября.

В случае, если аспирант успешно представляет текст диссертации и проходит итоговую аттестацию, но еще не полностью готов к защите (например, необходимо опубликовать статью), университет может предоставить ему дополнительный год сопровождения. На протяжении этого года учащийся дорабатывает диссертацию, публикует недостающие статьи и т.д. При этом за ним сохраняется доступ к университетской библиотеке, общежитию и другим необходимым ресурсам и университетской инфраструктуре.

Изменения в образовательной компоненте

Самая главная трансформация образовательной части аспирантуры состоит в разделении предметов и курсов на ядро, элективы и факультативы, сокращении учебной нагрузки, а также в формировании индивидуальной образовательной траектории на весь период обучения. Учиться можно 3 или 4 года. При этом аспирант должен согласовать выбранные предметы с научным руководителем, чтобы не упустить важные дисциплины.

Ядро — это две обязательные дисциплины для аспирантов всех факультетов и институтов. К ядру аспирантуры относятся основы научного исследования и академический английский язык. Их можно пройти в 1-2 и 1-4 семестры соответственно. Для прохождения предмета «Академический английский» аспиранту необходимо предварительно пройти тестирование в Личном кабинете, чтобы в дальнейшем либо пройти дополнительное обучение перед освоением дисциплины «ядра», либо попасть в группу аспирантов с соответствующим уровнем языка.

Элективы — это две учебных дисциплины и одна практика, которые аспирант самостоятельно выбирает в Личном кабинете из предложенного списка. Указанное количество дисциплин — это минимум, т.е. аспирант может добавить в учебный план, например, четыре дисциплины и две практики. Элективы можно освоить в 1-6 семестрах, но отдел аспирантуры рекомендует поставить предметы в 1-4 семестры, чтобы один учебный год полностью выделить на научную работу.

Факультативы — это дисциплины, которые студент аспирантуры может проходить по своему усмотрению вместе со студентами бакалавриата или магистратуры. При этом необходимо соблюсти два условия: договориться о доступе к курсу с соответствующим факультетом / институтом и согласовать дисциплины с научным руководителем.

Важно! Индивидуальный учебный план должен быть сформирован в Личном кабинете до 23:59 14 сентября. Далее в первые две недели каждого семестра (кроме первого) аспирант может вносить изменения в учебный план.

Изменения в промежуточной и итоговой аттестации

С этого учебного года промежуточная аттестация аспирантов проводится в трех временных точках:

  • отчет по индивидуальному плану работы каждый семестр, прикрепляемый в Личном кабинете (20 января — за 1 семестра, 20 июня — за 2 семестр);
  • промежуточная аттестация в конце каждого учебного года, которая представляет собой выступление на кафедре или перед специально собранной комиссией с внешними экспертами для оценки степени готовности диссертации и целесообразности продолжения обучения в аспирантуре;
  • нововведение — точка контроля в середине обучения для оценки проделанной научной работы и принятия решения о продолжении обучения в аспирантуре. Точные сроки устанавливаются факультетами и институтами самостоятельно.

Итоговая аттестация также упрощается. Для итогового выступления перед кафедрой или комиссией факультета/института необходимо полное выполнение и учебного плана, и плана научной деятельности, и текст диссертации, соответствующий требованиям. Соблюдение всех условий как раз обеспечивается за счет раннего планирования образовательной и исследовательской траекторий и регулярной промежуточной аттестации. Результаты работы аспиранта заслушиваются на заседании совета, после чего кафедра выносит решение и готовит заключение.

Получить степень кандидата наук можно и раньше, защитив диссертацию до окончания учебы в аспирантуре. В этом смысле аспирантура — это возможность выполнять работу над диссертацией постепенно с поддержкой научного руководителя, кафедры и отдела аспирантуры на протяжении трех или четырех лет обучения (в зависимости от программы).

Ранее мы поделились историями пяти аспирантов, успешно защитивших кандидатские диссертации.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на использование cookies и обработку своих данных. Узнайте подробности или измените свои настройки cookies.