Онкозаболевания до сих остаются одной из ведущих причин смертности в развитых странах, где растет продолжительность жизни. По прогнозу Всемирной организации здравоохранения в 2025 году смертность от рака выйдет на первое место в мире. В России от рака ежегодно умирает около 300 тыс. человек. Многие злокачественные формы рака, такие как меланома, глиоматоз головного мозга, глиобластома и другие до сих пор не поддаются лечению существующими методами.
Чтобы отвечать вызовам современной цивилизации, на базе НГУ планируется создание кластера ядерной медицины, в который будет входить центр бор-нейтронозахватной терапии онкологических заболеваний.
Метод БНЗТ похож на традиционную лучевую терапию, но наносит гораздо меньше вреда организму, поскольку уничтожает опухолевые клетки избирательно. Терапия проходит в два этапа: сначала пациенту вводят препарат, содержащий в своем составе стабильный изотоп бор-10, например борфелилаланин — заменимую аминокислоту. Быстро растущие раковые клетки используют аминокислоту как строительный материал, поэтому охотно поглощают «приманку», а вместе с ней и необходимый для лечения бор. Спустя несколько часов, когда концентрация бор-10 в опухоли достигает максимума, опухоль облучают потоком эпитепловых (низкоэнергичных) нейтронов. Вступая в реакцию с бором-10, нейтроны провоцируют локальные ядерные взрывы внутри раковых клеток, в результате чего те погибают. При этом здоровые клетки получают минимальную дозу радиации. В ИЯФ СО РАН был создан ускорительный источник нейтронов для метода БНЗТ, который на сегодняшний день является лучшим в мире и уже показал свою эффективность в уничтожении опухолей.
– Проект стартовал два года назад по инициативе директора Института ядерной физики СО РАН Павла Логачева. Был создан консорциум, в котором НГУ отвечает за подготовку кадров для ядерной медицины, и с этого года на Физическом факультете стартует магистерская программа по ядерной медицине. Кроме этого, на базе НГУ планируется построить пилотный проект центра БНЗТ, где будет проводиться лечение пациентов и научные исследования по этой тематике. В свою очередь, ИЯФ отвечает за создание и производство ускорительного источника нейтронов клинического класса, который можно будет устанавливать в радиационно защищенное помещение онкологических центров. Кроме этого, в консорциум входит ряд институтов СО РАН, которые ведут предклинические исследования метода БНЗТ и работы по препаратам адресной доставки бор-10 в клетки опухоли, – рассказал на круглом столе координатор проекта, ведущий научный сотрудник лаборатории физики адронных взаимодействий НГУ, заместитель декана Физического факультета НГУ по науке Владимир Блинов.
Высокая эффективность метода уже доказана на неизлечимых формах рака: 1700 пациентов прошли лечение в Японии и Финляндии и в 60 % случаев были получены очень хорошие результаты. Своим многолетним успешным опытом лечения пациентов методом бор-нейтронозахватной терапии поделился руководитель департамента нейрохирургии университета Цукубы Акира Матсумура, который еще в конце 90-х годов возглавлял проект по проведению клинических испытаний метода БНЗТ на базе ядерного реактора. Профессор привел в пример несколько клинических случаев из своей широкой практики:
– У нас была пациентка с раком тканей головы и шеи в терминальной стадии после многократных хирургических вмешательств и лучевой терапии. Ей провели три сеанса БНЗТ, и после проведения восстановился кожный покров. Это говорит о том, что метод практически не воздействует на кожу, а только на опухолевые ткани. Это первый в мире случай применения БНЗТ при таком диагнозе. Также один из наших пациентов с меланомой стопы прошел лечение методом бор-нейтронозахватной терапии на реакторе. В случае традиционного лечения ему бы грозила ампутация. Метод БНЗТ сохранил пациенту ногу, после 6 месяцев опухоль исчезла, – говорит профессор Акира Матсумура.
Также Акира Матсумура подчеркнул, что метод БНЗТ – это, как правило, лечение «одного дня», в то время как лучевая терапия должна быть фракционная (облучение маленькими дозами в течение определенного количества времени).
Руководитель нейрохирургического отдела Европейского медицинского центра Алексей Кривошапкин, в свою очередь, рассказал о сегодняшних методах лечения рака, закрепленных протоколом, которые, по словам ученого, имеют ряд изъянов. В частности, применяемая сегодня лучевая терапия не только лечит, но и губит, подвергая пациента такому воздействию, при котором разрушаются защитные свойства здорового мозга. Кроме того, применяемые для лечения кортикостероиды наносят непоправимый вред иммунной системе человека.
– На базе НГУ сотрудник нашей кафедры нейрохирургии НГМУ провел исследования с экспериментальной глиомой на клетках и продемонстрировал, что даже на прототипе ускорительного источника нейтронов, который сегодня упоминался, мы действительно сможем получать серьезную остановку роста опухолевых клеток. Мне кажется, что те результаты использования БНЗТ, которые получили японские коллеги с глиобластомами, становятся объяснимыми: терапия уничтожает только злокачественные клетки, сохраняя здоровый мозг и иммунную систему пациентов, за что, собственно, мы и боремся. Таким образом, новые технологии позволяют нам сегодня достичь у ряда пациентов локального контроля опухолевого роста. Нам необходимо международное сотрудничество для того, чтобы быстро набрать материал и показать, что эта технология реально работает и спасает жизни пациентов. Мы готовы к любым кооперативным исследованиям, – говорит Алексей Кривошапкин.
В случае необходимого финансирования клиника по лечению неизлечимых форм рака может появиться в НГУ в 2022 году. Это будет первый в мире центр БНЗТ, построенный по типовому проекту и оснащенный компактным генератором нейтронов клинического класса.
Днем ранее на «Технопроме» было подписано трехстороннее соглашение между НГУ, Правительством Новосибирской области и АО «Швабе» о строительстве Центра протонной терапии и Центра ядерной медицины (ПЭТ/КТ-диагностика рака) в рамках создания кластера ядерной медицины на базе Новосибирского госуниверситета. Все три центра – протонной терапии, ядерной медицины и БНЗТ – призваны обеспечить раннюю диагностику и эффективное лечение опухолей различных типов.