Новосибирский госуниверситет, как и многие вузы страны, перешел на дистанционный режим работы в новой эпидемиологической ситуации. Университет имеет успешный опыт создания и использования онлайн-курсов на различных платформах, однако чтобы перевести весь образовательный процесс в дистанционный формат, многим преподавателям предстояло освоить новые для себя методы работы. О том, как прошли первые дни перехода на дистанционку, какие креативные решения применили и как это сказалось на качестве обучения – в этом материале.
Анастасия Карпенко, доцент кафедры алгебры и математической логики, заместитель декана по развитию, заместитель директора международного научно-образовательного математического центра Механико-математического факультета НГУ:
– Честно скажу, переходить на дистанционное обучение непросто. В математике очень важен процесс построения доказательства, вывода формул. При этом критически важным может быть наличие доски для записей, а также задающих вопросы студентов.
Наши лекторы и семинаристы достаточно успешно осваивают новые технологии: часть лекторов читает лекции с помощью прямых трансляций через YouTube, Zoom, Google Meet и даже Discord со своих рабочих мест, часть пользуются ресурсами факультета и читают из аудиторий НГУ. Здорово, что в НГУ внедрен сервис единого университетского аккаунта — у каждого преподавателя и студента есть почта, которая помогает оперативно связываться друг с другом. При проведении семинаров в основном используются Zoom, Google Meet, Google Class, Skype.
Посещаемость в прямом эфире часто не уступает очной. Видео мы стараемся аккумулировать на канале ММФ на YouTube или в паблике ММФ ВКонтакте, задания и прочие материалы — на Google-диске. Публикация записей позволяет студентам просматривать лекции повторно. К примеру, лекция прошлой недели по математическому анализу просмотрена 236 раз, по высшей алгебра – 371 раз, по математической логике – 270, а численность обучающихся дисциплине – около 100 человек.
В связи с возросшим потоком информации студенты предпринимают активные попытки структурировать новый материал. Примером является группа «Новое из старого» в социальной сети ВКонтакте. Безусловно, студентам тоже нелегко. Им приходится приспосабливаться к новому режиму работы. При этом очень важно умение четко спланировать свой день: нужно уделить время лекциям, семинарам, домашним и контрольным работам, а еще и успеть передохнуть немного при переключении между этими видами деятельности.
Екатерина Турук, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики Гуманитарного института НГУ:
– Мы не знаем, сколько продлится карантин, пока дата открыта. Думаю, всем бы хотелось, чтобы наша жизнь как можно скорее вернулась в прежнее русло. Но пока нужно действовать быстро, чтобы процесс обучения не прерывался. Поэтому лекции читаются онлайн, студенты получают презентации, плюс списки литературы по темам и вопросы, на которые должны дать ответы, потому что нам нужна обратная связь. Если говорить о проведении контрольных, для этого очень удобен и доступен рекомендованный нам университетом сервис Google. Другие сервисы и социальные сети, в том числе ВКонтакте и Instagram, тоже приходится задействовать. О выходе в эфир и форме проведения того или иного вида работы (у лекций и семинаров своя специфика) мы со студентами договариваемся заранее, держа постоянный контакт со старостами.
Выйти в прямой эфир Instagram мне предложили сами студенты, настаивая на том, что они не настроены пропускать ни одной лекции даже в сложившихся обстоятельствах. Поэтому нужно было просто решиться. К слову, зрителей оказалось в 10 раз больше, чем мой 2-й курс из 50 человек. Небольшое время мы потратили на настройку связи, сделали паузу, чтобы все успели подключиться и поехали. Из плюсов прямого эфира в Instagram то, что я вижу, кто подключился к трансляции (если отключился, тоже вижу), соответственно можно отмечать посещаемость. Кроме того, студенты могут задавать вопросы по ходу лекции, я их вижу в нижнем поле экрана и могу сразу ответить. Конечно, это не заменяет живого общения, но максимально к нему приближает, дает не терять контакт со слушателем. К минусам я бы отнесла иллюстративный материал, сложно параллельно делать презентацию, писать что-то на доске, потому что камеру нужно перемещать, но, думаю, и это со временем получится решить. Мне кажется, наш карантин нужно использовать для освоения новых форм работы со студентами. Нам, преподавателям, необходимо обратить трудности в возможности, используя все доступные средства связи с нашими ребятами.
Андрей Костин, доцент кафедры применения математических методов в экономике и планировании, доцент кафедры экономической теории Экономического факультета НГУ:
– На данный момент наш факультет уже входит рабочий режим. Начинаются занятия по расписанию. Уже ведутся записи лекционного материала, они отправляются студентам с помощью Google-диска или через YouTube канал. Для структурирования дистанционной работы наши преподаватели используют системы Google Classroom или Moodle, для семинарских занятий – Zoom или Google meet. В двух компьютерных классах подготовлено оборудование для осуществления дистанционного взаимодействия преподавателя и студента. Кроме того, подготовлено несколько аудиторий для записи лекций. Безусловно, не всем преподавателям просто освоить новые технологии, но современные технические возможности минимизируют порог вхождения, и все наши преподаватели полностью перейдут на дистанционное обучение. Остаются открытыми вопросы проверки усвоения материалов у студентов. Но я думаю, мы найдем альтернативные способы текущего контроля.