С 12 по 16 июля 2021 года прошла первая неделя Большой математической мастерской (БММ), приуроченной к году науки и технологий. Четыре площадки — Международный математический институт им. Леонарда Эйлера (г. Санкт-Петербург), Международный научно-методический центр НИУ ВШЭ (г. Москва и г. Нижний Новгород), РНОМЦ Томского государственного университета (г. Томск) и Математический центр в Академгородке — запустили 29 проектов, над которыми на Мастерской работают более 170 студентов, молодых исследователей и школьников. Заказчиками проектов стали представители научных и образовательных организаций, а также бизнес-сообщества: в основе каждого проекта лежит открытая задача или проблема. За относительно короткий срок — два недельных интенсива, разделенных между собой четырехнедельным межмодулем — участники планируют определить образ решения предлагаемой проблемы или даже воплотить этот образ в реальность.
У БММ несколько важных целей, одна из которых — разработать модель профессионального общения, в рамках которой ученые, занятые решением разных проблем, могут взаимодействовать между собой. Это нужно для того, чтобы математические направления перестали быть изолированными, чтобы участники получили возможность узнавать и, следовательно, использовать методы из разнообразных областей науки. В марте этого года, в ходе знакомства Михаила Мишустина с работой Математического центра в Академгородке директор Центра Евгений Вдовин представил Председателю Правительства РФ новую модель организации исследований.
— Идея создания Мастерской родилась, когда мы поняли, что математики мало взаимодействуют друг с другом и со специалистами из других сфер, — комментирует директор Математического центра в Академгородке Евгений Вдовин. — БММ — это специальным образом спроектированное и организованное пространство для того, чтобы подталкивать исследователей к взаимодействию, пространство для разнообразия и междисципинарности. Студенты, молодые исследователи и школьники, работающие в рамках проектов, — это люди из разных мест, отличающиеся между собой как с точки зрения подготовки, так и опыта.
Среди представленных 29 проектов есть как фундаментальные, так и сугубо прикладные проекты. Все они объединены в 5 тематических кластеров. Так, в кластер «Математика и жизнь» входят проекты «Алгебра, геометрия и инфографика», «Машинное извлечение смысла из текста и его приложения в туристическом бизнесе», «Влияние новостей на финансовые рынки» и другие.
— Все эти проекты связаны с реальной жизнью, а работой над ними совместно с математиками занимаются дизайнеры, программисты, медики, биологи, синоптики и специалисты из других областей. Такая междисциплинарность как раз и развивает профессиональное общение нового типа, — рассказывает Тимур Насыбуллов, заместитель директора Математического центра в Академгородке.
Прошедшая неделя интенсива заложила базу для дальнейшей работы: участники проанализировали проблематику, изучали существующие методы решения задач, выдвигали гипотезы следующего шага и выступали с докладами о своем продвижении на пленарных заседаниях кластеров.
— Мне очень понравилась первая неделя работы. Это дни, насыщенные множеством идей, общение с умными людьми, реализация нетривиальных гипотез, которые ещё три месяца назад были просто произнесены тобой без мысли, что это может быть реальным решением, — рассказывает Алина Михайленко, куратор проекта «Трехмерные свертки для нейронных сетей», исследователь Лаборатории прикладных цифровых технологий НГУ.
— Ожидания вполне оправдались в том смысле, что к нам в команду пришли заинтересованные ребята, и не только те, с кем мы работали раньше. Удалось неплохо продвинуться в решении задачи, получить новые теоремы. У всех нас вместе довольно легко получилось войти в рабочий ритм. Многие математики поймут: когда входишь в рабочий ритм с соавтором, то работать становится значительно легче, чем в одиночку, — комментирует Николай Абросимов, куратор проекта «Геометрия узлов и топология фракталов», старший научный сотрудник РНОМЦ ТГУ.
На пленарных заседаниях кластеров возникает дискуссия, в которой открываются возможности использования предложенных подходов и методов или экспертное мнение участников и кураторов для решения представленных задач. Здесь же появляются предложения о помощи или сотрудничестве.
— Для нашего проекта пленарные заседания оказались полезными тем, что участники других проектов давали идеи насчет упрощения некоторых процессов, например, сегментации в нашем случае, — комментирует Анастасия Акулова, куратор проекта «Анализ медицинских изображений. Fetal Brain», студентка 4 курса Механико-математического факультета НГУ.
— Если говорить о пленарах, то это невероятно классное мероприятие, за которое я очень благодарен организаторам. В первую очередь там ты знакомишься с проектами других, узнаешь, для чего еще может использоваться математика, и это порой поражает. Также стоит сказать о том, что при презентации своего проекта тебе и твоей команде задаются вопросы, что может существенно помочь в обозначении точек роста, а также в понимании проекта в целом. Более того, посмотрев на проекты других, есть возможность взглянуть на свой проект свежим взглядом и, возможно, найти более удачные пути решения проблем, — делится своими впечатлениями Сергей Шарков, участник проекта «Автоматизация распознавания дефекта печати на 3D–принтере», выпускник МБОУ «Гимназия №166 г. Новоалтайска».
Второй модуль Большой математической мастерской пройдет с 16 по 21 августа.