Студент, аспиранты и сотрудник НГУ принимают участие в Школе PE (Principal Engineer) в Татарстане

С 3 по 9 апреля в Альметьевске (Республика Татарстан) проходит Школа PE (Principal Engineer), организованная Передовой инженерной школой ИТМО и ПАО «Татнефть». В мероприятиях Школы принимают участие представители Новосибирского государственного университета – студент 1 курса магистратуры Механико-математического факультета Степан Кармушин, аспирант Физического факультета Илья Владыко, аспирант Факультета информационных технологий, инженер-исследователь Лаборатории прикладных цифровых технологий НГУ Ростислав Епифанов, старший преподаватель ФФ и младший научный сотрудник НОЦ «Газпромнефть – НГУ» Артур Скопинцев. Инициативу четверых молодых ученых поехать на интенсив идейно и материально поддержали Математический центр в Академгородке и Передовая инженерная школа НГУ «Когнитивная инженерия».

P2210289.jpg


Школа PE – это недельный интенсив для молодых ученых, о котором я узнал от своего научного руководителя Сергея Валерьевича Головина. На Школе мы, прежде всего, прокачиваем навыки по развитию высокотехнологичных проектов и выводу их продуктов на рынок. Эти знания мы получаем напрямую от экспертов – успешных ученых и технологических предпринимателей, многие из которых успели поработать в топовых зарубежных вузах, но вернулись в Россию, чтобы развивать технологии здесь. Также школу посещает генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Ульфатович Маганов, который тратит по несколько часов на общение с молодыми учеными, отвечает на любые вопросы и предлагает новые возможности для поддержки наших проектов со стороны компании. Такое открытие и искреннее общение встречается нечасто, — поделился впечатлениями Степан.
По словам участников, встречи с экспертами и представителями других университетов проходят разнообразно: в формате сессий вопросов и ответов, индивидуальных и групповых встреч, мастер-классов, рассказов историй успеха и т.д. Какие-то из  подходов оказались хорошо знакомыми, а какие-то – относительно инновационными.

Спикеры рассказывают то, что хотят: одни дают теоретическую базу, взяв за основу презентацию со своего образовательного курса в ИТМО, другие рассказывают жизненную историю с провалами и успехами, третьи делятся сервисами и инструментами, которыми пользуются сами и так далее. То есть у Школы нет общей канвы, нет привычного формата с лекциями и семинарами. Все вперемешку, это что-то новое для меня, довольно странное и интересное, — объяснил Илья.

С коллегой согласился и Ростислав:

Интересно услышать разборы кейсов от экспертов, понять внутреннее устройство больших проектов, услышать комментарии относительно своего развития и своих проектов, принципов формирования команды и т.д., — отметил аспирант.

IMG_8342.jpg
IMG_8300.jpg
Помимо непосредственной работы с экспертами и друг другом, участники Школы посетили несколько экскурсий. Например, представители НГУ побывали в лабораториях Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ), музее музыкальных инструментов и интерактивном музее с физическими опытами.

Экскурсия в АГНИ прошла очень быстро, так как лаборатории еще полупустые из-за идущего строительства – нет части оборудования и не так много сотрудников. Но это ничуть не смутило, – масштабы инвестиций от Татнефти в инфраструктуру института в любом случае впечатляют, — добавил Илья. 

В конце интенсива – в субботу 8 апреля – всех участников Школы ждет защита дорожных карт, в которых каждый представит либо персональную траекторию на ближайшие 5 лет, либо траекторию в рамках своего текущего проекта.

Моя дорожная карта будет по сервису повышения эффективности проведения операции гидрорызрыва пласта (ГРП). Если вкратце, то технология ГРП основана на закачке жидкости в пласт под большим давлением через скважину для создания трещин, служащих для транспорта углеводородов к скважине. Эффективную проводимость трещины можно существенно повысить, если заменить гомогенную поровую структуру пачки (среды, по пустотам которой происходит фильтрация углеводородов) на гетерогенную. А для этого необходимо подобрать расписание закачки так, чтобы в трещину чередующимися пульсами поступали чистые жидкости или жидкости с проппантом. Технология отработана на начальном уровне (цифровой прототип), далее потребуется доведение технологии до MVP, — рассказал о своих планах на защиту карты Артур.

Ранее мы рассказывали о других успехах студентов, принимающих участие в Школе PE. Например, Ростислав и Илья получили по одному миллиону рублей в рамках конкурса «Студенческий стартап». Также Ростислав вместе с другими студентами стал призером хакатона «ТехАвиа-2022». А Степан получил именную стипендию губернатора Новосибирской области, победил в стипендиальном конкурсе Фонда Потанина для студентов магистратуры и успешно выступил на Всероссийской конференции молодых ученых по математическому моделированию и информационным технологиям.