Цель форума — развитие образовательной робототехники и направлений, связанных с исследованиями в области искусственного интеллекта, обработки больших данных, интеллектуальных роботов. Организаторами форума выступают Новосибирский госуниверситет, департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска, региональный ресурсный центр «Детский Технопарк», АО «Академпарк». Мероприятие проходит при поддержке Фонда президентских грантов.
Главным событием первого дня форума стала конференция для работников системы школьного образования из Сибири и Дальнего Востока.
Конференцию открыл директор СУНЦ НГУ Николай Яворский. Он отметил, что Школьный технический форум сегодня — это площадка, где можно обменяться своими мнениями, достижениями, пониманием того, как можно развивать детское техническое творчество.
— Мы сегодня наблюдаем переход от детской игры в роботов к серьезным образовательным программам. В этот процесс вовлечены практически все образовательные организации, от детских садов до вузов, — отметила она. Желание включиться в эту работу, по ее словам, есть практически у каждой школы. Но главная проблема, с которой сталкиваются школы, — нехватка людей, способных реализовать эти образовательные программы.
О востребованности квалифицированных кадров в наукоемких и высокотехнологичных отраслях говорил и представитель компании «Яндекс». Куратор академических программ «Школы анализа данных “Яндекс”» Александр Авдюшенко отметил, что машинное обучение, в основе которого лежит глубокая математика, переживает сейчас настоящую революцию, и призвал педагогов помогать обучать школьников программированию как второй грамотности.
Проекты, которые может предложить СУНЦ НГУ своим коллегам, представила начальник отдела дополнительного и дистанционного образования Лариса Дмитриева.
— У нас действует открытая система инженерных спецкурсов, которые может посещать любой старшеклассник. Разнообразия в направлениях удалось достичь за счет слияния ресурсов (и кадровых, и материально-технических) с организациями-партнерами: Институтом гидродинамики СО РАН и его структурным подразделением Клубом юных техников, ООО «ЦМИТ КЮТ», сотрудничеством с Высшим колледжем информатики. Эту модель теперь можно использовать для повышения квалификации педагогов. Школы, удаленные от новосибирского Академгородка, мы приглашаем участвовать в наших дистанционных офлайн- и онлайн-проектах, — отметила она.
Завершилась конференция круглым столом, на котором педагоги сформулировали основные проблемы развития инженерного образования в школе. Это, в первую очередь, острый дефицит кадров. Отметили нехватку своевременной необходимой информации по тем активностям, которые проводятся, а также разобщенность программ профильных смен. Есть потребность в разработке модульного обучающего курса, показывающего инженерию с разных сторон. Учителя предложили создать информационный интернет-ресурс, где аккумулировалась бы вся актуальная информация о мероприятиях в сфере инженерного образования для школьников. По итогам круглого стола руководство СУНЦ НГУ готово проводить переговоры об организации профильных смен в регионах Сибири и Дальнего Востока, а также о новых направлениях курсов повышения квалификации учителей.
Также в первый день работы форума состоялась выставка технических проектов школьников, где дети продемонстрировали собственные творческие разработки.
Сегодня пройдет самая зрелищная часть форума — отборочные соревнования по робототехнике RoboCup и Робоинтел 2.0 для школьников. Зрителей, кроме соревнований в традиционных номинациях, ждут увлекательные гонки, футбол и театр роботов.