На днях были озвучены имена победителей грантового конкурса для преподавателей российских вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина в 2024/2025 году. Всего в этом сезоне интерес к конкурсу проявили 1290 преподавателей, поступило 574 заявки из 68 вузов, к экспертной оценке было допущено 526 заявок. По итогам отбора 150 преподавателей получат грант на редизайн и трансформацию образовательных продуктов. Общая сумма поддержки составляет 73,8 млн рублей.
Самые популярные направления для редизайна и трансформации образовательных продуктов: педагогическое образование (11), менеджмент (10), информатика и вычислительная техника (7), экономика (6), информационные системы и технологии (5), психология (5), история (5).
Новосибирский государственный университет вошел в число вузов-лидеров по количеству допущенных к экспертизе заявок, всего их было 15. По итогам конкурса три преподавателя НГУ стали победителями:
Мы пообщались с победителями и узнали о том, почему они решили подать заявку, в чем заключается суть их проектов и какие эмоции они испытывают, одержав победу.
Александр Бобровских, ассистент кафедры молекулярной биологии и биотехнологии Факультета естественных наук НГУ, преподаватель Передовой инженерной школы НГУ:
— Решил участвовать в конкурсе довольно спонтанно, когда увидел объявление в НГУ в декабре. Над идеей заявки думал недолго, поскольку недавно завершил создание модуля «Реконструкция генных сетей» для ПИШ НГУ, который охватывает базовые концепции в данной области. Подумал, что было бы здорово расширить и углубить содержимое данного модуля, сделав из него полноценный курс при поддержке фонда Владимира Потанина. Заявку в фонд написал за несколько дней на новогодних праздниках. Я благодарен ПИШ НГУ за оказанную поддержку моей идее и фонду за высокую оценку моей заявки. Особенно рад, что получится воплотить это в стенах родного университета и поддержать инициативы нашей Передовой Инженерной Школы.
Ульяна Зубаирова, старший преподаватель кафедры систем информатики Факультета информационных технологий НГУ:
— Про конкурс я узнала из рассылки кафедры и сразу поняла, что это отличная возможность обновить наш курс «Приложения искусственного интеллекта и Data Science в задачах биологии». Он находится как раз на пересечении двух очень быстро развивающихся областей — биологии и искусственного интеллекта. Мы давно хотели сделать курс более практико-ориентированным и междисциплинарным, с упором на реальные задачи. Сейчас биологи всё чаще работают с большими массивами данных, а специалисты по ИИ — с задачами, где важно учитывать биологический контекст. Наш курс — это попытка объединить эти два мира. Мы хотим, чтобы студенты не просто знали, как устроены алгоритмы, а умели применять их в настоящих биологических исследованиях: от анализа генов до пространственной транскриптомики и медицинских изображений.
ИИ в биологии развивается с бешеной скоростью, и чтобы курс оставался актуальным и действительно полезным, его нужно регулярно пересматривать. Благодаря грантовой поддержке мы сможем серьёзно обновить структуру: добавить кейсы на основе реальных биологических данных, разработать интерактивные практические задания, включить блоки по визуализации результатов и интегрировать всё это с лабораторной практикой. Кроме того, мы планируем провести несколько интенсивов, где студенты смогут поработать над реальными научными проектами и применить знания, полученные на курсе, на практике. Это поможет не только лучше усвоить материал, но и почувствовать, как работает современная биоинформатика «вживую».
Я очень рада победе! Это не просто приятная новость, а возможность сделать важный шаг вперёд. Мы верим в силу междисциплинарного образования и хотим, чтобы курс был не просто набором лекций, а настоящим пространством, где рождаются научные и инженерные идеи. Отдельное спасибо кафедре систем информатики факультета информационных технологий НГУ. Поддержка при подаче заявки и в целом в процессе обсуждения курса была и очень ценной, и по-человечески тёплой. Когда рядом есть команда, которая верит в проект, становится гораздо легче двигаться вперёд. А ещё эта победа — отличный повод переосмыслить сам подход к преподаванию: слушать студентов, быть гибкими, адаптировать формат. И главное — не бояться пробовать новое. Само участие в конкурсе стало шагом навстречу переменам, и мы точно на этом не остановимся.
Элина Бибердорф, доцент кафедры дифференциальных уравнений Механико-математического факультета НГУ:
— Я веду в магистратуре курс «Методы и приложения линейной алгебры». Судьбу этого курса я принимаю близко к сердцу, потому что его содержание близко основному направлению моей научной работы. Кроме того, этот курс является детищем и наследием моего научного руководителя — академика Сергея Константиновича Годунова. Для того чтобы материал был интересен и полезен магистрантам, он должен регулярно обновляться, совершенствоваться, включать в себя что-то новое, современное.
В последние годы большую часть слушателей курса составляют выпускники других вузов и иностранные студенты. Возникает большая проблема из-за разницы в уровне подготовки. От преподавателя требуются дополнительные методические усилия, чтобы было интересно и понятно всем. Поэтому я ухватилась за возможность участвовать в конкурсе и получить поддержку для трансформации своего курса.
После этой победы, в первую очередь, я переработаю материал практических занятий и синхронизирую с ним презентации лекций. Эти изменения затронут уже студентов следующего года. Позже будет написано новое учебное пособие, а также методическое пособие для выполнения практических заданий.
Конечно, я рада, что фонд поддержал мой проект. Но к этому чувству примешано немного тревоги, так как теперь предстоит серьезная работа, которая потребует от меня довольно больших усилий. Можно сказать, что я ожидала победы. Мне кажется, что моя заявка была довольно качественной и убедительной.