За последние годы в рамках плановой работы Лаборатории гуманитарных исследований НГУ в сфере научной деятельности осуществлен ряд интересных разработок, касающихся военного искусства и вооружения сибирских и поволжских татар позднего Средневековья. Последняя вышедшая работа Бориса Илюшина по данной тематике — это изданная недавно монография, рассказывающая о «войне лета 7014» — московско-казанском конфликте 1505—1507 гг. Эта война, не первая и не последняя в череде московско-казанских вооруженных конфликтов, до сих пор получала наименьшее освещение в историографии.
— Я писал монографию с октября 2017 года по июль 2018 года параллельно с другими работами. Эта монография является моей 24-й работой, вышедшей из печати. В работе над ней были привлечены сведения летописей, дипломатической переписки, разрядные записи, публицистика современников. Упоминаемые в этих документах факты выстраивались по хронологии и логике, сверялись между собой, при этом выявлялись противоречия, привлекались данные по другим казанским походам. Был проведен анализ дипломатического фона, подготовки к войне, анализ ее хода и последствий. В определенном смысле данная работа является посильным продолжением исследования известного петербургского ученого Юрия Георгиевича Алексеева, окончившегося как раз на 1505 году, — рассказал лаборант-исследователь Лаборатории гуманитарных исследований НГУ Борис Илюшин.
Автор пришел к выводу, что поражение Москвы в этом конфликте, рассматривавшемся Московским Великим князем Иваном III и его сыном Василием (с октября 1505 г. — Великим князем Василием III) как карательная экспедиция в ответ на арест московского посла, ограбление русских купцов и набег на нижегородские и муромские земли, объяснялось, в первую очередь, неумелым командованием удельного князя Дмитрия Жилки. Важно для понимания сути дальнейшего развития русской военной практики, что Б. А. Илюшин в общем виде проследил последующие военные события первой половины XVI века, установив, что Василий III извлек из этой неудачи соответствующие уроки и не назначал своих братьев, удельных князей, на ответственные военные посты.
— Конфликт 1505—1507 годов, помимо слабой изученности, был интересен ввиду того, что именно после него в моем родном Нижнем Новгороде был построен каменный кремль, являющийся символом города. Кроме того, это смежная тема с моим диссертационным исследованием — военным делом служилых татар XV—XVII веков. В данный момент продолжается разработка ряда вопросов русско-татарской истории XV—XVII веков, в том числе со специалистами из Новосибирска и Санкт-Петербурга, — заключил исследователь.
Заслугой исследования Бориса Илюшина стало введение в научный оборот совершенно новых сведений по этому событию, их осмысление и показ значимости для характера развития в дальнейшем отношений между Московским государством и Казанским ханством. Кроме того, изучены и охарактеризованы военный и дипломатический аспекты конфликта, его отражение в общественном сознании современников и поздней историографии, а также дана подробная характеристика корпуса русских воевод и среднего командного состава.