Первый воркшоп Математического центра в Академгородке прошел в виде комплекса мероприятий, состоящего из двух недельных интенсивов, объединенных между собой трехнедельным межмодулем. Участники подготовили 25 междисциплинарных проектов под руководством более ста кураторов, наставников и лекторов из 34 ведущих образовательных и исследовательских организаций, а также компаний реального сектора экономики.
Из-за эпидемиологической ситуации воркшоп прошел дистанционно. Участники слушали лекции, отличительной особенностью которых стало то, что некоторые выступления были специальным образом подобраны под тематики конкретных проектов.
— Такие лекции значительно отличаются от тех, которые студенты привыкли слушать на занятиях — на них не возникало ощущения, что где-то после нее тебя будет подстерегать экзамен по пройденному материалу. От этого слушать их было интересно и легко, а информация без проблем усваивалась. К тому же ты сам выбирал интересный тебе проект, а потому всегда так оказывалось, что рассказывали что-то действительно увлекательное и полезное. Лекции проводились для небольшой аудитории, поэтому после доклада всегда можно было спокойно обсудить с лектором интересующие вопросы, — отметил участник воркшопа, студент третьего курса Механико-математического факультета НГУ Валерий Яхин.
Кроме того, молодые исследователи занимались подготовкой командных проектов, в том числе и учебных. По мнению куратора проекта «Математическое сопровождение лигвистической экспертизы», инженера Математического международного научно-образовательного центра НГУ Дмитрия Морозова, основная специфика задач воркшопа — это то, что они являются задачами полного цикла и исследования реально ведут студенты.
— На мой взгляд, заниматься учебным проектом полезнее, потому что происходит интенсивное погружение в междисциплинарность исследования. Ребята самостоятельно занимаются постановкой исходного эксперимента, сбором данных и так далее. Студенты понимают, что конкретно за явление изучают, а не просто натравливают на размеченный датасет какую-то модель, — объяснил ученый.
Многие представленные в рамках воркшопа тематики по своей сути являются открытыми проблемами. По мнению организаторов, такой интенсив – это прежде всего отличная практика работы в ситуации, когда никто не подскажет ответ – потому что никто в мире его еще не знает. Это существенно отличается от обычных образовательных программ, когда преподавателю все заранее известно.
— При создании Математического центра в Академгородке мы ставили перед собой задачу сделать Академгородок одним из важнейших центров в международной сети математической науки. В условиях очень ограниченных ресурсов, несравнимых с теми ресурсами, которые есть у других математических центров вроде Принстона или Ньютоновского института при Кэмбридже, такую задачу невозможно решить просто «покупкой» ведущих мировых ученых. Поэтому нам необходимо, с одной стороны, поддерживать наиболее эффективные мировые практики, а с другой — находить новые форматы организации исследований, сочетающие в себе образовательную, исследовательскую и прикладную компоненты. Нам кажется, идея организации интенсивов для быстрого погружения и поиска идей решения нерешённых проблем небольшими командами является одним из таких возможных новых форматов. Мы назвали наше мероприятие воркшопом – мастерской, потому что по принципу работы именно мастерская ближе всего к нашему мероприятию, — подчеркнул директор Математического центра в Академгородке Евгений Вдовин.
По словам Евгения Вдовина, на воркшопе исследователи самого различного уровня от студентов до ведущих ученых совместно пытались решить реальную исследовательскую задачу, обучаясь и получая необходимые знания и навыки в процессе её решения. Основные принципы, которые организаторы закладывали в этот воркшоп: работа всей команды над задачей и поиском её решения; обязательное погружение в контекст, из которого появилась задача, и верификация решения в соответствии с контекстом; представление полученных результатов в формате, доступном широкой аудитории. Организаторы мероприятия постарались проинформировать максимальное число людей, организаций и компаний о предстоящем воркшопе. Они не отклоняли никакие задачи, кем бы они ни были предложены: математиками, представителями других наук, бизнесом.
— В любой проблеме, требующей предсказания, необходимо использовать математику, а значит, там есть работа для математиков. В результате проекты получились очень разнообразные как по тематике, так и по используемым подходам к решению задач. Мы очень рады, что данный формат вызвал большой интерес как у инициаторов и организаторов проектов воркшопа, так и у его участников. Конечно, не всё прошло гладко, не во всех проектах нам удалось выдержать принципы, которые закладывались в этот воркшоп. Мы уже видим, что необходимо изменить и улучшить в дальнейшем, но главное – такой формат «зашёл» и мы будем развивать его дальше, — добавил директор Математического центра.
С короткими докладами групп, а также полноценными презентациями в ближайшее время все желающие смогут ознакомиться на канале ММФ НГУ в YouTube, а также в инстаграме Математического центра. По результатам работы каждая проектная команда также подготовит научно-популярную заметку. По мнению организаторов и участников, так каждый желающий сможет узнать о результатах в доступном для него формате.